|
59 ИСКУССТВО СТАРОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА В Старовавилонская
эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания Стела
вавилонского царя и основателя государства
Хаммурапи запечатлела текст его двухсот сорока семи законов, записанных
клинописью. Этот самый древний из известных сборников законов был обнаружен
французскими археологами в Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э. Лувр, Париж. о богах и
героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше,
полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Произведений
изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после
смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нападениям кочевников,
уничтоживших многие памятники. В парадных
композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством,
использовались традиционные приёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а
детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена
базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Стелу
венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной
позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты
царской власти. Если же в
произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера
изображения становится совершенно иной. Примером тому служит небольшой рельеф
из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире,
а сидящая — на ударном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и
естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями
музыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного вавилонского
наследия. Оба стиля
изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе,
находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоёванном и разрушенном
Хаммурапи, Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишённые движения
композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые
сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки
передать глубину пространства. 60 Статуя
молящегося (возможно, царя Хаммурапи). 1792—1750 гг. до н. э. Лувр, Париж. Богиня
Иштар с двумя жрицами. Рельеф из дворца в Мари. XIX—XVIII
вв. до н. э. Музей Дейр-аз-Зур, Сирия. Жертвоприношение.
Настенная роспись из дворца в Мари. II тысячелетие до н. э. Лувр, Париж. |