|
ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ Государства,
созданные хеттами (индоевропейским народом) и хурритами (племенами
неизвестного происхождения), существовали недолго, но их творчество отразилось
в искусстве последующих эпох. Художественное видение окружающего мира хеттов и
хурритов было во многом сходным: памятники хеттского и хурритского искусства
поражают суровостью и особой внутренней энергией. Хеттское
царство, возникшее в XVIII в. до н. э., достигло расцвета к XIV—XIII вв. Военная мощь позволяла ему конкурировать с Египтом 61 и Ассирией.
Однако в конце XII в, до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племён — так называемых
«народов моря». Основная территория Хеттского царства — полуостров Малая Азия
— представляет собой обширную горную котловину. Вероятно, горы для хеттов были
чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их религиозного и
художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный
свод они считали каменным. Большинство
памятников хеттского искусства известно по раскопкам их столицы — Хаттусы
(ныне Богазкёй в Турции). Город окружала мощная стена с пятью воротами, а
центром его была находившаяся на скале крепость. Все постройки хетты возводили
из крупных каменных или глиняных блоков. Хеттские сооружения обычно
асимметричны, перекрытия у них плоские, в качестве опор использовались не
колонны, а мощные четырёхгранные столбы. Нижняя часть здания (цоколь), как
правило, оформлялась большими каменными плитами — ортоста'тами,
украшенными рельефами. Бережное,
исполненное религиозного трепета отношение хеттов к камню определило главные
черты хеттской
скульптуры: предпочтение отдавалось рельефу, в котором острее, чем в статуе,
чувствовалась связь с формой каменного блока. Пожалуй, самое замечательное в
искусстве хеттов заключается в том, что их памятники гармонично вписывались в
окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеобразную «естественную
архитектуру». В трёх километрах от Хаттусы было открыто горное святилище,
названное Язылы-Кая (Расписные Скалы). Это два связанных друг с другом ущелья;
на их гигантских «стенах»-скалах расположены рельефы со сценами торжественного
шествия богов. Процессии богов в виде воинов в конических шлемах, вооружённых
мечами, и богинь в длинных одеяниях движутся навстречу друг другу. В центре
композиции изображены фигуры бога грозы Тешуба и его супруги — богини Хебат. Не только
хетты создавали святилища в скалах. Многие народы Древнего Востока стремились
превратить окружающий мир в грандиозный храм. Но из-за монументального
размаха и суровой простоты скульптурных изображений именно святилище Язылы-Кая
производит особенно сильное впечатление. Львиные
ворота крепости в Хаттусе. Около 1350—1250 гг. до н. э. Львиные
ворота. крепости в Хаттусе. Фрагмент.
Около 1350—1250 гг. до н. э. 62 Памятников
искусства хурритов сохранилось крайне мало. Самое значительное из хурритских
государств, Митаини, располагавшееся в Центральной Месопотамии, просуществовало
около трёхсот лет (XVI— XIII вв. до н. э.). Потерпев в XIV в. до н. э. сокрушительное поражение от хеттов, оно
через столетие покорилось Ассирии. |