|
Хурриты
изобрели особый тип дворцово-храмовой постройки — бит-хила'ни (дословно
«дом галереи»), здание с комплексом галерей, параллельных главному фасаду.
Входная галерея с двумя башнями по краям, к которым вели специальные лестницы,
напоминала парадные городские ворота. Немногочисленные
памятники хурритской скульптуры — изображения людей, выполненные в условной
манере, с напряжёнными, похожими на маски лицами — довольно сильно
воздействуют на зрителя: кажется, будто какая-то сила скрыта в тяжёлой,
непроницаемой массе камня. В этом чувствуется родство с хеттской скульптурой.
Однако хурритские мастера в отличие от хеттов шлифовали камень до блеска, и статичная,
как бы замкнутая в себе композиция оживлялась игрой светотени на поверхности
скульптуры. Подземный
ход крепости в Хаттусе. Около 1350—1250 гг. до н. э. Процессия
богов. Скальный рельеф в Язылы-Кая. Фрагмент. XIII
в. до н. э. Процессия
богов. Скальный рельеф в Язылы-Кая. XIII в. до н. э. 63 ИСКУССТВО ФИНИКИИ Финикийцы,
расселившиеся в XII—X вв. до н. э. от Средиземноморского побережья до Ливанских гор, были
искусными мореплавателями, торговцами и мастерами, славившимися своим
искусством во многих странах Передней Азии. Финикийские ювелиры и скульпторы
умело соединяли в своих изделиях традиции разных культур и создавали
удивительные произведения — из резного дерева и слоновой кости, золота и
серебра, драгоценных камней и цветного стекла. Финикийским мастерам не было
равных по тонкости работы, знанию возможностей материала, ощущению формы. В
финикийских городах — Библе, Угарите, Тире, Сидоне — возводились богато
украшенные многоэтажные сооружения. Для оформления храмов использовались бронза
и ценные породы кедра. Финикийские строители быстро осваивали незнакомые им
приёмы работы, а потому получали приглашения отовсюду. Исследователи
предполагают, что знаменитые дворец и храм древнеиудейского царя Соломона в Иерусалиме
построили финикийцы. Крылатый сфинкс. XII в. до н. э. Собрание Боровского,
Иерусалим. Женские фигуры из финикийского храма. Национальный археологический
музеи, Бейрут. Повозка с богами-защитниками. I
тысячелетие до н. э. Лувр, Париж. Первое тысячелетие
до н. э. часто называют эпохой великих империй. Крупнейшие государства того
периода — Ассирия, Вавилония, Ахеменидский Иран — вели непрерывные войны,
поскольку они стремились объединить под своей властью множество народов и
земель. Например, ассирийские цари называли себя правителями четырёх стран
света, но повелителями мира ощущали себя не только они: между империями шла
жесточайшая борьба. Однако 64 при всей
сложности политического устройства сильнейших государств древней Передней Азии
именно они сумели сохранить духовные и культурные ценности в условиях
противостояния разрушительным нашествиям кочевых племён, которые в XII в. до н. э. уничтожили Хеттское царство и постоянно
угрожали другим народам. ИСКУССТВО АССИРИИ О
существовании Ассирии — мощного, агрессивного государства, чьи границы в
период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива, люди
знали задолго до её археологического открытия из текстов Библии — священной
книги иудеев и христиан. Ассирийцы жестоко расправлялись с противником:
разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч
людей, переселяли целые народы. Но в то же время завоеватели с огромным
вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художественные
принципы чужеземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское
искусство приобрело неповторимый облик. |