Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Хурриты изобрели особый тип дворцово-храмовой постройки — бит-хила'ни (дословно «дом гале­реи»), здание с комплексом галерей, параллельных главному фасаду. Входная галерея с двумя башнями по краям, к которым вели специальные лестницы, напоминала парадные го­родские ворота.

Немногочисленные памятники хурритской скульптуры — изображе­ния людей, выполненные в условной манере, с напряжёнными, похожими на маски лицами — довольно силь­но воздействуют на зрителя: кажет­ся, будто какая-то сила скрыта в тя­жёлой, непроницаемой массе камня. В этом чувствуется родство с хетт­ской скульптурой. Однако хурритские мастера в отличие от хеттов шлифовали камень до блеска, и ста­тичная, как бы замкнутая в себе ком­позиция оживлялась игрой светоте­ни на поверхности скульптуры.

Подземный ход крепости в Хаттусе. Около 1350—1250 гг. до н. э.

Процессия богов. Скальный рельеф в Язылы-Кая. Фрагмент. XIII в. до н. э.

Процессия богов. Скальный рельеф в Язылы-Кая. XIII в. до н. э.

63

 

 

 

ИСКУССТВО ФИНИКИИ

Финикийцы, расселившиеся в XIIX вв. до н. э. от Средиземномор­ского побережья до Ливанских гор, были искусными мореплавате­лями, торговцами и мастерами, славившимися своим искусством во многих странах Передней Азии. Финикийские ювелиры и скульп­торы умело соединяли в своих изделиях традиции разных культур и создавали удивительные произведения — из резного дерева и сло­новой кости, золота и серебра, драгоценных камней и цветного стек­ла. Финикийским мастерам не было равных по тонкости работы, зна­нию возможностей материала, ощущению формы.

В финикийских городах — Библе, Угарите, Тире, Сидоне — воз­водились богато украшенные многоэтажные сооружения. Для оформления храмов использовались бронза и ценные породы кед­ра. Финикийские строители быстро осваивали незнакомые им при­ёмы работы, а потому получали приглашения отовсюду. Исследова­тели предполагают, что знаменитые дворец и храм древнеиудейского царя Соломона в Иерусалиме построили финикийцы.

Крылатый сфинкс. XII в. до н. э. Собрание Боровского, Иерусалим.

Женские фигуры из финикийского храма. Национальный археологический музеи, Бейрут.

Повозка с богами-защитниками. I тысячелетие до н. э. Лувр, Париж.

Первое тысячелетие до н. э. часто называют эпохой великих империй. Крупнейшие государства того периода — Ассирия, Вавилония, Ахеменидский Иран — вели непрерывные войны, поскольку они стремились объединить под своей властью множество народов и земель. Например, ассирийские цари называли себя правителями четырёх стран света, но повелителями мира ощу­щали себя не только они: между империями шла жесточайшая борьба. Однако

64

 

 

при всей сложности политического устройства сильнейших государств древней Передней Азии именно они сумели сохранить духовные и культур­ные ценности в условиях противостояния разрушительным нашествиям ко­чевых племён, которые в XII в. до н. э. уничтожили Хеттское царство и по­стоянно угрожали другим народам.

ИСКУССТВО АССИРИИ

О существовании Ассирии — мощно­го, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета прости­рались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали за­долго до её археологического откры­тия из текстов Библии — священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы жестоко расправлялись с противни­ком: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабст­во десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время за­воеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художест­венные принципы чужеземного мас­терства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство при­обрело неповторимый облик.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz