Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна за­ключалась в отношении к архитек­турному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин — резиденция царя Саргона II (722— 705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дво­рец, возведённый на высокой плат­форме. Его окружали мощные стены высотой в четырнадцать метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его па­радный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей швду — крылатых быков с человече­скими лицами.

Украшая покои в царских двор­цах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде ис­кусства собственный стиль. Глав­ные особенности ассирийского рель­ефа сформировались к IX в. до н. э.,

Статуя быка-шеду из дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине. Конец VIII в. до н. э. Лувр, Париж.

Дур-Шаррукин. Реконструкция. 713—708 гг. до н. э.

65

 

 

 

Царь Саргон II. Рельеф из дворца Саргона II в Лур-Шаррукине. VIII в. до н. э.

Раненая львица. Рельеф из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н. э. Британский музей, Лондон.

которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883—859 гг. до н. э.) в Кальху. Дво­рец украшал цикл рельефов, про­славлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека. Для во­площения этой идеи скульпторы использовали три группы сюже­тов, изображающие войну, охоту и торжественное шествие с принесе­нием дани. Важным элементом ком-

Статуя царя Ашшурнасирапала II. 883—859 гг. до н. з. Британский музей, Лондон.

60

 

 

 

позиции является текст: убористые строчки клинописи порой идут прямо по изображению. В каждом рельефе много персонажей, повест­вовательных подробностей. Фигуры людей на рельефах выполнены в ус­ловном, обобщённом стиле, тогда как облик животных передан нату­ралистично. Иногда мастера прибе­гали к искажению пропорций, под­чёркивая тем самым драматизм ситуации: например, в сценах охо­ты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо — в профиль, другое плечо — в фас. Тщательно отделывали дета­ли — завитки волос, складки одеж­ды, отдельные мускулы. Рельефы раскрашивали; возможно, первона­чально они очень напоминали на­стенную живопись.

Комплекс рельефов дворца Ашшурнасирапала II стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры. Наиболее известным считается ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.).

Осада иудейского города Лахиша Синаххерибом. Фрагмент рельефа из дворца паря в Ниневии. 701 г. до н. э. Британский музей, Лондон.

С поразитель­ным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы со сце­нами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. В отличие от аналогичных изобра­жений из Кальху с их торжест­венным и несколько замедленным действием здесь всё находится в стремительном движении: увеличе­ние свободного пространства меж­ду фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт, охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что преж­де всего относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны и вырази­тельны, а агония умирающих львов


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz