|
На первый
взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре
встречаются все известные ранее типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна заключалась
в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов
стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой
строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин — резиденция царя
Саргона II (722— 705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дворец,
возведённый на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в
четырнадцать метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки.
Его парадный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей швду — крылатых быков с человеческими лицами. Украшая
покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в
этом виде искусства собственный стиль. Главные особенности ассирийского рельефа
сформировались к IX в. до н. э., Статуя
быка-шеду из дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине. Конец VIII
в. до н. э. Лувр, Париж. Дур-Шаррукин.
Реконструкция. 713—708 гг. до н. э. 65 Царь
Саргон II. Рельеф из дворца Саргона II
в Лур-Шаррукине. VIII в. до н. э. Раненая
львица. Рельеф из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. VII
в. до н. э. Британский музей, Лондон. которым
датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883—859 гг. до н. э.) в Кальху. Дворец украшал
цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически
очень сильного человека. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три
группы сюжетов, изображающие войну, охоту и торжественное шествие с принесением
дани. Важным элементом ком- Статуя
царя Ашшурнасирапала II. 883—859 гг. до н. з. Британский
музей, Лондон. 60 позиции
является текст: убористые строчки клинописи порой идут прямо по изображению. В
каждом рельефе много персонажей, повествовательных подробностей. Фигуры людей
на рельефах выполнены в условном, обобщённом стиле, тогда как облик животных
передан натуралистично. Иногда мастера прибегали к искажению пропорций, подчёркивая
тем самым драматизм ситуации: например, в сценах охоты лев мог быть крупнее
лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю
часть тела, ноги и одно плечо — в профиль, другое плечо — в фас. Тщательно
отделывали детали — завитки волос, складки одежды, отдельные мускулы. Рельефы
раскрашивали; возможно, первоначально они очень напоминали настенную
живопись. Комплекс
рельефов дворца Ашшурнасирапала II стал образцом для всех последующих произведений
ассирийской скульптуры. Наиболее известным считается ансамбль из дворца царя
Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.). Осада
иудейского города Лахиша Синаххерибом. Фрагмент рельефа из дворца паря в
Ниневии. С
поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы со сценами
охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. В отличие от
аналогичных изображений из Кальху с их торжественным и несколько замедленным
действием здесь всё находится в стремительном движении: увеличение свободного
пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт,
охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что прежде
всего относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы
точны и выразительны, а агония умирающих львов |