|
МИФИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В
ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ Немало
произведений месопотамского искусства связано с религиозными и мифологическими
сюжетами. В сказаниях и поэмах часто рассказывается о фантастических существах
— полулюдях-полуживотных, постоянно сопровождающих богов, героев и обычных
людей. Наиболее
известный пример — «стражи» дворца ассирийского царя. Это ше'ду — крылатые
быки с пятью ногами и человеческими лицами. Лишняя нога у этих сказочных
животных сделана специально, для того чтобы создать оптический эффект: человеку,
проходящему через ворота, кажется, что могучий страж движется ему навстречу и
готов в любую минуту преградить путь тому, кто несёт зло. Другим
персонажем является человекобык — один из популярнейших героев шумерской и
аккадской глиптики — существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и
хвостом. В древнейшие времена он почитался скотоводами в качестве защитника
стад от болезней и нападений хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали
держащим пару перевёрнутых вниз головами львов или леопардов. Позднее ему
стали приписывать роль стража владений различных богов. Не исключено, что под
видом человекобыка представляли верного друга и спутника знаменитого
эпического героя Гильгамеша — Энкиду, который, имея человеческий облик, прожил
часть своей жизни в лесу, привычками и поведением не отличаясь от животного. Стражами
владений бога солнца Уту-Шамаша считались ещё два популярных персонажа:
человек-скорпион, поддерживающий, согласно древним сказаниям, небесный свод, и
бык с человеческим лицом. Однако по силе и агрессивности не имел себе равных
среди других монстров львиноголовый орёл Анзуд. Он охранял границы загробного
мира и символизировал стихии, которые находились под покровительством бога
войны Нингирсу. *Канон —
(от греч. «правило*) — система правил, принятых
в искусстве в какой-либо исторический период, в том или ином художественном
направлении. 67 передана с
редкими правдоподобием и яркостью. В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили её давние
противники — Мидия и Вавилония; Ниневия, столица
Ассирии, в ИСКУССТВО УРАРТУ Урарту —
небольшое, но сильное государство, сложившееся на территории Армянского нагорья
к IX в. до н. э. Первые упоминания о нём встречаются в надписях ассирийского
властителя Ашшурнасирапала II. Урарту вело постоянные войны: сначала с
Ассирией, а позже — с кочевыми племенами киммерийцев, скифов и Мидией. Между
593 и 591 гг. до н. э. мидийские войска захватили последние урартские крепости
и таким образом Урарту стало частью территории Мидии, а потом и Ахеменидской
Персии. Памятники
урартского искусства не отличаются своеобразием, но представляют интерес,
поскольку в них оригинально соединились художественные традиции соседних
народов. Мощные города-крепости Тейшебаини' и Эребу'ни,
обнаруженные при раскопках на территорий Армении, показывают глубокое знание
урартскими строителями хеттской и ассирийской архитектуры. Влияние Ассирии
прослеживается и в сохранившихся фрагментах монументальных росписей из
Эребуни, однако в композиции часто включается чисто урартский орнамент. |