|
Высокий
уровень мастерства отличает памятники декоративно-прикладного искусства, в
которых нередко появляются известные по другим культурам персонажи. Например,
фантастическое существо, напоминающее ассирийского шеду. Только «шеду» в Урарту
— это маленькая бронзовая статуэтка с лицом, инкрустированным слоновой костью,
и многоцветной раскраской крыльев. Великолепные изображения львов на щитах и
ювелирных изделиях, всадники, скачущие на колесницах, чьи изображения обычно
украшают футляры для стрел, также навеяны образами ассирийских рельефов. Главной
чертой урартского художественного мышления можно считать любовь к цвету:
мастера используют сочные, яркие краски и эффектные сочетания цветов, например
густого красного с тёмно-синим, насыщенного коричневого с блестящей позолотой.
Пристрастие к комбинациям различных техник и материалов в рамках одного
произведения тоже показывает постоянное желание мастеров найти для хорошо
известных образов новые краски. Благодаря этому известные божества, демоны и
фантастические чудовища в произведениях из Урарту выглядят более доступными и
понятными; порой кажется, что они призваны не устрашать, а защищать человека,
привлекать его к себе. Даже из военных сцен, часто встречающихся в урартской
чеканке, исчезает азарт схватки, а всё внимание зрителя переключается на
декоративную выразительность композиций. Памятники из Урарту лишний раз
демонстрируют глубокое культурное единство, связывающее разные народы Древнего
Востока часто вопреки политическим конфликтам. Ручка котла с изображением мифических персонажей. VIII—VII
вв. до н. э. 68 бенно в
области монументального рельефа, ещё долгое время привлекали к себе внимание.
В частности, сильное влияние они оказали на скульптуру Древнего Ирана. ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА Судьба
Нововавилонского царства, особенно его столицы, поражает драматическим чередованием
взлётов и падений. История Вавилонии — бесконечная череда военных конфликтов,
из которых она далеко не всегда выходила победительницей. Особенно тяжёлой
была борьба с Ассирией. В повторил
злодеяние отца. Только после того как Ассирия прекратила своё
существование, Вавилония смогла достичь главенствующего положения в Передней
Азии. Короткий период её расцвета наступил в правление Навуходоно'сора II (605— 562 гг. до н. э.). Вавилон стал одним
из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным
центром: в нём было пятьдесят три храма. В вавилонской культуре видели прямую
наследницу шумеро-аккадских традиций, которые в то время почитались. К
сожалению, от блистательной эпохи Навуходоносора II сохранилось очень мало памятников. И всё же
исторические источники донесли до нас сведения о том, какие ещё крупные
постройки находились в Вавилоне. В первую очередь это огромный дворец
Навуходоносора II с «висячими садами» царицы Семирамиды, которые греки считали одним из
семи чудес света. Самым же знаменитым сооружением был зиккурат, называвшийся
Этеменанки, посвящённый верховному богу города |