|
Подобные
действа — срывание цветка, похищение дочери Деметры, Персефоны,
её брак с Аидом и воцарение в преисподней — разыгрывались на знаменитых
Элевсинских мистериях классической Греции, и там уже не только девушки, но и
весь народ совершал прижизненное посвящение в тайны потустороннего бытия и
воскрешения. Своеобразен
стиль исполнения этих замечательных фресок Он близок минойскому, поскольку
передаёт волнующее человека событие тайного, скрытого смысла. И передает живо,
многопланово, красочно. Девушки бродят по скалам среди разбросанных крокусов,
как минойские собирательницы лилий на фресках в вилле из Агиа Триады. Однако,
подобно росписи из Святилища Дам, здесь всё более логично, стройно,
упорядочению; богатейшая природная среда сводится к нейтральному, чуть
окрашенному цветом белому пространству. Основную роль и здесь играют линия,
контур, силуэт — более трепетные и живые, чем в Святилище Дам. Профили девушек,
их причёски становятся однообразными. Та же
«переходность» заметна и в цветовом решении. Теперь цветовое пятно — голубое,
синее, чёрное или коричневое — намного важнее контуров. Художник стремится передать
красоту светлого, покрытого тонким узором одеяния и прозрачность ткани,
просвечивающей золотистыми кружочками (её девушка держит над головой). Таким
образом, трудно признать, что искусство Феры относится к XVII в. до н. з., на основании предполагаемой
даты гибели острова ( Девушка,
срывающая крокусы. Фреска. Святилище Крокусов. Акротири. Фера. 96 многосюжетно,
что выходит на уровень эпоса. Вероятно, Фера играла в Крито-Микенском мире
значительную роль, но достоверно установить это учёным ещё не удалось. МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО Замкнутый,
воинственный характер микенцев сказался на выборе мест для основания их городов
— уединённых крепостей в горах. В отличие от критских суров и образ самих
городов, которые обнесены мощными стенами, превратившими их в настоящие
твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес (Южная Греция),
сложенные из огромных глыб природного камня великанами-циклопами, как думали
позже греки. В Тиринфе одна из стен крепостной стены с галереей внутри — так
называемая «каземата» — имеет толщину семнадцать метров. За пределами
цитадели, у подошвы холмов, располагался «нижний город» с домами и
постройками обычных людей. На акрополе селились лишь правители города, жрецы
и, возможно, верховная знать. Микенские
дворцы, многое заимствовав у критских — торжественные портики с колоннами,
убранство центральных помещений типа кносского Тронного зала, пристенные
скамьи, — были уже совершенно иными. Они отнюдь не напоминали лабиринты: их
формы были строги и просты, а главное — дворцовое здание всегда представляло
собой мегарон. Это было вытянутое в длину
сооружение, ориентированное по сторонам света, не имевшее внутреннего двора.
Оно делилось на три основных помещения, нанизанных на единую ось. Сначала
посетитель входил в преддверие — вестибюль с обрамлённым колоннами портиком.
Далее он попадал в центральный зал с очагом посередине, вытяжным отверстием
для дыма в потолке и троном у правой боковой стены (как в критских |