|
Микенский
акрополь. дворцах).
Здесь происходили все важнейшие события в жизни обитателей акрополя —
праздники, военные советы, заседания вождей. Далее находилось ещё одно
помещение, возможно служившее хранилищем дворцовой казны или священных вещей
для отправления культа. Некоторые
цитадели имели по два дворца — большой и малый. Для кого они предназначались,
пока неизвестно. Предположительно, большой — для царя-анакта (светского
правителя) или василевса (правителя-жреца), малый — для царицы. Несмотря на
внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. Реконструкция дворца в
Тиринфе, легендарной родине Геракла, показывает, как выглядел такой интерьер.
Полы были расписаны шахматным орнаментом с включёнными в клетки фигурами подводных
богов — тунцов, осьминогов. Во дворце Пилоса, где, согласно Гомеру, некогда
царил мудрый старец Нестор, к тропу вёл напольный жертвенный канал, видимо
предназначенный для отправления в «море» особых жидкостей. Стены были сплошь
покрыты фресками, на которых встречались сцены с грифонами, сфинксами и
львами, подобными представленным в Тронном Зале Кносса. В живописи чувствуется
островная эгейская школа, но в целом росписи совершенно иные. *Значительно
позднее словом «василевс» стали называть императора, который уже не был жрецом. 97 ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НОВОЙ ЭРЫ В III тысячелетии до н. э. высокого расцвета
достигло искусство Эгеиды (островов Эгейского моря и побережья Малой Азии).
Особую известность приобрели мастера островов Кикладского архипелага, расположенного
в южной части Эгейского моря (Фера или Санторин, Милос, Парос, Наксос, Делос,
Сифнос, Сирос и др.). Всеобщую
известность приобрели так называемые кикладские идолы. Это мраморные статуэтки,
найденные в погребениях не только Киклад, но и на Крите, и в Балканской
Греции. Идолы — иногда миниатюрные, а порой достигавшие полутораметровой
высоты (крупные фигуры, помещаемые в могилу, разбивались), представляют собой
фигуры обнажённых людей. Они изображены обычно стоящими в скованных позах, с
прижатыми к груди руками. Эти «озябшие» боги помогали умершим обрести новую
жизнь. По теории известного учёного Ю. Тимме, богини, некогда произведшие на
свет людей, должны были совершить акт «обратного рождения». Статуэтки с соединёнными
ногами, слабо намеченными руками и грудью завершаются весьма условным
изображением головы, на которой всегда выделяется только нос и редко, на невидимых
спереди боковых гранях, показаны сильно стилизованные уши. Исследователи
предполагают, что остальные черты лица наносили красками. Однако их следов нет.
Лучшие кикладские идолы, поражающие лаконизмом формы и тщательностью обработки
мрамора, хранятся в Афинском Национальном музее. В середине
III тысячелетия до н.
э. переживала расцвет и древняя Троя (Илион), основанная ещё в IV тысячелетии до н. э. «Священный город»,
прославленный древнегреческим поэтом Гомером в поэме «Илиада», был раскопан
немецким археологом-самоучкой Генрихом Шли'маном (1822—1890) в последней трети
XIX в. в Гиссарлыке,
на северо-западе Турции. Он считал, что на месте города, погибшего в
грандиозной Троянской войне, должен был остаться мощный слой со следами пожара.
Такой слой был действительно обнаружен и датируется 2600—2450 гг. до н. э. |