|
Это иной
почерк, иной взгляд на мир, иная художественная система, постепенно развитая
микенцами в изобразительном искусстве. Но при всей статичности, порой даже неуклюжести
и робости микенские образы гораздо жизнеспособнее минойских. Критские герои
отличаются исключительной хрупкостью, они как бы не выдерживают натиска природных
стихий, подчиняются их воле. Талии критян готовы надломиться, пушистые кудри —
скрыть целиком лицо, ноги парят над землёй в неслышном грациозном шаге. Напротив,
микенские герои массивны, тяжеловесны, прочно стоят на земле. Их уверенность в
себе и внутренняя сила таковы, что они способны сопротивляться любым внешним
воздействиям. Каждый из них имеет в мире своё место, законность которого
продиктована богами. Каждый из них «тектоничен», т. е. находится в строго
определённых весовых отношениях с окружающим миром. Как застывают мелькающие
цветные Львиные
ворота. Середина
II тысячелетия до н. э. Микены. стёклышки в
калейдоскопе, так во второй половине II тысячелетия до н. э. все вещи, рассыпанные неведомой
божественной рукой, уверенно занимают свои места — в соответствии с чёткой
логикой и жёстким порядком. Если критское искусство выражает стихийность
неопределённых ощущений, то микенское — силу разума и организованность
интеллекта. Иной подход, иное видение мира заметно во всех микенских вещах, 101 «Маска
Агамемнона» XVI в. до н. э. Так
называемая сокровищница Атрея, или
гробница Агамемнона. XIV в. до н. э. Интерьер. Микены. нередко
исполненных критскими мастерами, — от шкатулок из слоновой кости,
головок воинов в шлемах из клыков вепря и до росписей ваз, которые совершенно
утратили критскую праздничность и
превратились в стереотипные, беглые,
часто схематичные сценки. Однако они пользовались огромной популярностью на
Балканах, островах, в Малой Азии и на Кипре. К числу
самых великих проявлений микенского духа принадлежат памятники погребального
искусства. Вход в город был оформлен в XIV в. до н. э. так называемыми Львиными воротами, украшенными
сценой поклонения львов божеству, воплощённому в критской колонне. Рядом с
микенским дворцом находился царский некрополь (гробница). Он был устроен
гораздо ниже уровня дороги и имел вид обнесённого каменным кольцом круга. Это
так называемый «могильный круг А», открытый в В каждом
«круге» устроено по нескольку глубоких шахтовых гробниц прямоугольной формы,
очень грубых и даже без обкладки стен камнем. На их дне были погребены члены
царского рода, что должно было увековечить их в памяти потомков. На лицах
мужчин — золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты
микенских василевсов. Ярко выраженные индоевропейские черты иногда по-настоящему
благородны («маска Агамемнона»), В отличие от критян правители Микен носили
усы и бороду, чему станут подражать и их греческие преемники. |