|
В первой
половине II тысячелетия до н. э. дворцы и сложные постройки дворцового типа
существовали на Крите в пяти городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Маллии и
Като-Закро. Все эти комплексы совершенно разные: где-то, как в Кноссе, усилена
северная, как правило парадная, часть и выделяются мощным блоком «магазины»
(склады) западной; где-то, как в Като-Закро, большая площадь отведена под
ритуальные бассейны. В некоторых городах дворцовые постройки мало обособлены
от окружающих кварталов и словно срастаются с ними. Но везде, несмотря на
разницу масштабов, местоположение и качество отделки стен, дворов и помещений,
сохранились общие черты. Это прямоугольная форма внутреннего двора, размеры
которого везде одинаковы: пятьдесят два метра в длину и двадцать восемь в
ширину. Кроме того, почти все дворцы ориентированы по сторонам света: их
внутренний двор вытянут с севера на юг. И наконец, учёные установили, что
дворцы были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец
ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него. Так, дворец в Кноссе
связан с горой Юкта, на которую непосредственно выходят его «магазины», в Фесте
— со знаменитой горой Ида, где, согласно греческим мифам, родился бог Зевс,
вскормленный божественной козой Амалфеей. Дворцы
существовали, пока действовали горные святилища. Очевидно, последние
считались земным отражением мест обитания небожителей: к ним причисляли богинь,
которым поклонялись в святилищах. Там археологи обнаружили многочисленные
свидетельства религиозных церемоний. В святилищах совершали жертвоприношения,
устраивали обрядовые трапезы, божествам преподносили дары в виде посуды и
терракотовых статуэток. Это
проливает свет на сущность дворцов. Возможно, они были предназначены для царя,
правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах
Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли
сына или супруга (а чаще — сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей
и представляла богиню в важнейших ритуалах. Кносский
дворец на
Крите. II тысячелетие до
н. э. 86 Кносский
дворец. Панорама раскопок. Об этом
говорят памятники критского искусства. Среди них изображения божественных
младенцев и подростков — сыновей. Фигура женщины всегда наделена чертами матроны,
матери: у неё подчёркнуто тяжёлый бюст, обнажаемый по ходу важных ритуалов;
она выше ростом и сильнее выступающего рядом паредра — супруга. Женщина (жрица
или богиня) — ведущее лицо всех совершаемых действ, юноша — пассивный,
ведомый ею персонаж. Так, в Кносском дворце главный вход, Коридор Процессий,
был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние.
Праздники, которые устраивались в связи с началом нового года, были очень популярны
в древности. В Кноссе в шествии дароносцев принимали участие в основном юноши;
они несли драгоценные сосуды и специальный дар — критскую юбку-брюки для
«новорождённой» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках
критские символы власти — двойные секиры (ла'брисы), от
которых, видимо, и произошло название дворца — Лабиринт (Дворец Лабрисов). Сам
праздник предполагал «священный брак» богов, без которого критяне не
представляли себе продолжения жизни. |