Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В первой половине II тысячелетия до н. э. дворцы и сложные построй­ки дворцового типа существовали на Крите в пяти городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Маллии и Като-Закро. Все эти комплексы совершенно разные: где-то, как в Кноссе, усилена север­ная, как правило парадная, часть и выделяются мощным блоком «мага­зины» (склады) западной; где-то, как в Като-Закро, большая площадь отве­дена под ритуальные бассейны. В некоторых городах дворцовые по­стройки мало обособлены от окру­жающих кварталов и словно сраста­ются с ними. Но везде, несмотря на разницу масштабов, местоположе­ние и качество отделки стен, дворов и помещений, сохранились общие черты. Это прямоугольная форма внутреннего двора, размеры которо­го везде одинаковы: пятьдесят два метра в длину и двадцать восемь в ширину. Кроме того, почти все дворцы ориентированы по сто­ронам света: их внутренний двор вы­тянут с севера на юг. И наконец, учё­ные установили, что дворцы были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец ориентирован на «священ­ную гору», хорошо видимую из него. Так, дворец в Кноссе связан с горой Юкта, на которую непосредственно выходят его «магазины», в Фесте — со знаменитой горой Ида, где, сог­ласно греческим мифам, родился бог Зевс, вскормленный божествен­ной козой Амалфеей.

Дворцы существовали, пока дей­ствовали горные святилища. Оче­видно, последние считались зем­ным отражением мест обитания небожителей: к ним причисляли бо­гинь, которым поклонялись в святи­лищах. Там археологи обнаружили многочисленные свидетельства ре­лигиозных церемоний. В святили­щах совершали жертвоприношения, устраивали обрядовые трапезы, бо­жествам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток.

Это проливает свет на сущность дворцов. Возможно, они были пред­назначены для царя, правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах Правитель, происхождение которо­го мыслилось божественным, высту­пал в роли сына или супруга (а ча­ще — сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и предста­вляла богиню в важнейших ритуалах.

Кносский дворец

на Крите. II тысячелетие

до н. э.

86

 

 

 

Кносский дворец. Панорама раскопок.

Об этом говорят памятники крит­ского искусства. Среди них изобра­жения божественных младенцев и подростков — сыновей. Фигура жен­щины всегда наделена чертами ма­троны, матери: у неё подчёркнуто тя­жёлый бюст, обнажаемый по ходу важных ритуалов; она выше ростом и сильнее выступающего рядом паредра — супруга. Женщина (жрица или богиня) — ведущее лицо всех со­вершаемых действ, юноша — пассив­ный, ведомый ею персонаж. Так, в Кносском дворце главный вход, Ко­ридор Процессий, был украшен рос­писью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с нача­лом нового года, были очень попу­лярны в древности. В Кноссе в шест­вии дароносцев принимали участие в основном юноши; они несли дра­гоценные сосуды и специальный дар — критскую юбку-брюки для «новорождённой» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти — двойные секиры (ла'брисы), от которых, видимо, и произошло на­звание дворца — Лабиринт (Дворец Лабрисов). Сам праздник предпола­гал «священный брак» богов, без которого критяне не представляли се­бе продолжения жизни.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz