|
В росписях
так называемой виллы из Агиа Триады, близ дворца в Фесте, огромные стройные
лилии величественно высятся на ухоженных газонах, явно принадлежащих дворцу.
Эти белые лилии «мадонна» прекрасны и чисты, они
как божество, они, собственно, и символизируют божество, но в скрытом,
дочеловеческом облике. Другие
народы той эпохи относились к природе иначе. Для одних она была символом
победы над смертью (в изображениях, где египетский фараон охотится в болотах
одновременно на птиц и рыб и здесь же срывает папирусы), для других —
воплощением идей сотворения Вселенной (Мировое Дерево). Для критян природа
была священна по причине её божественности. Всё божественное — совершенно, но
природа полна особой красоты. Вот почему критяне часто изображали вместо богов
цветущие луга и дикие скалы, поросшие цветами и кустарником. Их населяют
обезьяны и птицы — такие же боги, но в другом обличье. Однако человек может войти
в этот мир исключительно в момент исполнения ритуала. Синяя
птица. Фреска. XVI в. до н. э. Кносский дворец. Лилии
в саду. Фреска. Около Крит. *Фреска —
настенная роспись по сырой штукатурке. Оригинал фрески «Собиратель крокусов»
плохо сохранился и реконструирован буквально по кусочкам. 89 СВЯЩЕННЫЕ САДЫ В критских
дворцах, например в Фесте, разбивали священные сады. Обычно сад находился в
юго-восточном углу дворцового комплекса. Там росли не только годичные и
сезонные цветы, но и высаживаемые в специальных горшках. В Кносском дворце перед
его западным фасадом устраивали многолюдные праздники. Там располагались
«театральная площадка» для ритуальных сценических действ и замощённый участок
с обложенными камнем ямами; одни исследователи предполагают, что эти ямы предназначались
для хранения зерна, другие считают, что в них высаживали священные деревья.
Такие деревья росли в каждом критском святилище, но внутри дворцов, где были
сплошь мощёные дворы, для них не оставалось места. Критского
бога в отличие от богини представляло зооморфное существо, воплощённое в
образе быка. Его знаками и символами буквально наполнен Кносский дворец. По
представлениям позднейших греков, он был связал с дворцом — Лабиринтом — и
живущим в нём чудовищным человеко-быком Минотавром. Легенда гласила, что
Пасифая, супруга царя Миноса, воспылала страстью к быку, от которого родила
необычное дитя — Минотавра. В этой легенде сохранились глухие отзвуки
сказаний о древнем «священном браке» критских богов в образах быка и коровы.
Ещё задолго до эпохи расцвета критской культуры богиня уже приобрела
человеческий (антропоморфный) облик. Её супруг оставался в образе животного,
вероятно воплощавшего бога, который периодически рождался, достигал зрелости и
погибал. Критского бога-быка ежегодно приносили в жертву на торжественном
празднике. Бог-бык был изображён во входном вестибюле кносского Коридора
Процессий мчащимся, в типично критской позе «летучего галопа». Он представлен
также то в играх с «тореадорами», то умирающим, например на одном из
раскрашенных рельефов. |