Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Однако мир их условен. Стена с изображением разделена на зоны,

Святилище Дам. Реконструкция росписей. Середина II тысячелетия до н. э. Акротири, Фера.

93

 

 

Жрица с фимиатерием —

сосудом для воскурений.

Фреска.

Святилище Дам. Акротири,

Фера.

ограниченные сверху и снизу ши­рокими, абсолютно прямыми цвет­ными полосами — красно-жёлтыми, сине-голубыми, белыми. Структура росписи логична и чётко продумана. Фреска выглядит не живописным осколком натуры, а тщательно сре­жиссированным сценическим пред­ставлением. Важно, что не красочная масса, не цветовое пятно, не среда господствуют в такой композиции, а силуэт — выразительный, с прора­ботанным рисунком внутри его и затем раскрашенный. Три горизон­тальных уровня росписи подчинены представлению о трёх мирах — под­земном, земном и небесном.

Ближе к морю находился замеча­тельный Западный Дом — здание, стоящее углом к Дороге Тельхинов и образующее Треугольную площадь. Святилищем служили две смежные комнаты на втором этаже, богато ук­рашенные фресками на морские те­мы, из-за чего первоначально здание называли Домом Капитана. В поме­щениях Западного Дома совершался торжественный обряд возрождения богини. Видимо, как и на Крите, её представляла жрица. В меньшей ком­нате имелась странная расселина, похожая на трещину в скале, из ко­торой выходила богиня. Она появлялась «из подводного мира», где пере­живала временную смерть, о которой возвещали изображённые в простен­ках окон букеты срезанных лилий. Сама богиня представлена тоже в «пе­реходном состоянии» — в простен­ке у двери, соединяющей обе комна­ты. Обритая наголо (оставлен только локон-змея, обращённый «в прош­лое»), жрица торжественно шест­вовала в угол комнаты, где на одном из восьми окон помещался алтарь. К этому алтарю, по-критски украшен­ному дельфинами, ныряющими сре­ди коралловых рифов, юноши-жре­цы несли связки рыб.

Тесное переплетение действи­тельного и условного, жизни и ис­кусства на Фере совершенно уди­вительно. Но ещё удивительнее миниатюрные фризы (горизонталь­ные полосы с изображениями), шед­шие поверху стен большой комнаты. На фрагменте одного из них, поме­щённом прямо над алтарём, пред­ставлен ряд вполне эпических сцен, достойных упоминания Гомером: пастухи в полдень гонят стадо на водопой, под сень тенистых смоков­ниц; девушки несут в сосудах на го­ловах воду из источников; неизвестные чужеземцы тонут в море во время кораблекрушения; воины

Морская экспедиция. Фреска.

Западный Дом. Акротири, Фера.

94

 

 

микенского типа со щитами и шле­мами стройной чередой направля­ются в город.

Все сюжеты этого маленького шедевра живописи взаимосвязаны. В древности справлялся главный го­дичный праздник летнего солнце­стояния — смерти-возрождения в море солнечного бога, и все сюжеты этого фрагмента развились из него. Вот почему на фреске всё представ­лено двойным: стада, пастухи, дере­вья, девушки с кувшинами, отряды воинов. Одни мифически умирают, другие — возрождаются. Важно, что ритуал уже скрыт под очень разви­той повествовательной формой.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz