|
Однако мир
их условен. Стена с изображением разделена на зоны, Святилище
Дам. Реконструкция росписей. Середина II
тысячелетия до н. э. Акротири, Фера. 93 Жрица
с фимиатерием — сосудом
для воскурений. Фреска. Святилище
Дам. Акротири, Фера. ограниченные
сверху и снизу широкими, абсолютно прямыми цветными полосами —
красно-жёлтыми, сине-голубыми, белыми. Структура росписи логична и чётко
продумана. Фреска выглядит не живописным осколком натуры, а тщательно срежиссированным
сценическим представлением. Важно, что не красочная масса, не цветовое пятно,
не среда господствуют в такой композиции, а силуэт — выразительный, с проработанным
рисунком внутри его и затем раскрашенный. Три горизонтальных уровня росписи
подчинены представлению о трёх мирах — подземном, земном и небесном. Ближе к
морю находился замечательный Западный Дом — здание, стоящее углом к Дороге
Тельхинов и образующее Треугольную площадь. Святилищем служили две смежные
комнаты на втором этаже, богато украшенные фресками на морские темы, из-за
чего первоначально здание называли Домом Капитана. В помещениях Западного Дома
совершался торжественный обряд возрождения богини. Видимо, как и на Крите, её
представляла жрица. В меньшей комнате имелась странная расселина, похожая на
трещину в скале, из которой выходила богиня. Она появлялась «из подводного
мира», где переживала временную смерть, о которой возвещали изображённые в
простенках окон букеты срезанных лилий. Сама богиня представлена тоже в «переходном
состоянии» — в простенке у двери, соединяющей обе комнаты. Обритая наголо
(оставлен только локон-змея, обращённый «в прошлое»), жрица торжественно шествовала
в угол комнаты, где на одном из восьми окон помещался алтарь. К этому алтарю,
по-критски украшенному дельфинами, ныряющими среди коралловых рифов,
юноши-жрецы несли связки рыб. Тесное
переплетение действительного и условного, жизни и искусства на Фере
совершенно удивительно. Но ещё удивительнее миниатюрные фризы (горизонтальные
полосы с изображениями), шедшие поверху стен большой комнаты. На фрагменте
одного из них, помещённом прямо над алтарём, представлен ряд вполне эпических
сцен, достойных упоминания Гомером: пастухи в полдень гонят стадо на водопой,
под сень тенистых смоковниц; девушки несут в сосудах на головах воду из
источников; неизвестные чужеземцы тонут в море во время кораблекрушения; воины Морская
экспедиция. Фреска. Западный
Дом. Акротири, Фера. 94 микенского
типа со щитами и шлемами стройной чередой направляются в город. Все сюжеты
этого маленького шедевра живописи взаимосвязаны. В древности справлялся главный
годичный праздник летнего солнцестояния — смерти-возрождения в море
солнечного бога, и все сюжеты этого фрагмента развились из него. Вот почему на
фреске всё представлено двойным: стада, пастухи, деревья, девушки с
кувшинами, отряды воинов. Одни мифически умирают, другие — возрождаются. Важно,
что ритуал уже скрыт под очень развитой повествовательной формой. |