|
Длинный
узкий фриз, тянувшийся во всю стену, представлял ту же идею, но в иной форме.
По концам фриза размещались малый и большой города, показанные художником как
«город смерти» и «город жизни». Малый город — это город мужчин, который стоит
на болоте, в трясине,
словно в преисподней; он отправляет семь кораблей с мужчинами к большому
городу. Большой город, роскошный и богатый, пышный и священный, с массой
женщин в изящных одеяниях, раскинулся на горе. В нём готовятся к жертвоприношению.
Юноши выходят из города-дворца с жертвенным быком и ведут его к морю на
заклание. Едва ли это
сцены из реальной истории. Такой образ мышления вообще был чужд древним
мастерам, тем более эгейским. Здесь скорее представлен миф о совершении
«священного брака» двух городов, малого и большого. Заклание быка означает
праздник, торжество, священное событие. Вся сцена — живая, непосредственная,
полная чудесных наблюдений и к тому же многолюдная и шумная — близка по духу
минойским изображениям. В ней есть то же чувство среды и дыхания моря, та же
критская «двойная перспектива» с её «опрокинутыми» холмами и текущими снизу
вверх реками. Ещё один
великий праздник, или, скорее, мистерия, совершался в Святилище Крокусов, как
называли самый южный, стоящий близ моря oco6няк. Oн отличался от
прочих не только тем, что завершал улицу и поэтому именно в нём выполнялись
самые важные обряды. Священная процессия, воспроизводившая ход солнечного
светила, заканчивала в нём свой путь. В Святилище Крокусов было много
расписанных комнат (и даже рельефов), расположенных в два этажа, в
помещениях, смежных с улицей, причём росписи были связаны не только ритуально,
но и тематически. Почти все росписи посвящались теме срывания крокусов. Цветы
играли огромную роль в жизни древних людей. На Фере они также наделялись особой
святостью, в них видели воплощения божеств. В Святилище Дам, где был изображён
обряд дарения божеству нового платья, смежная комната была расписана цветами
папируса — огромными, с белоснежными венчиками и удлинёнными листьями, —
которые символизировали неприкосновенность цветов-богов. Древнегреческий миф
гласил, что, как только Персефона сорвала
цветок нарцисса, земля Воины.
Девушки у источника. Пастухи со стадом. Фреска. Западный Дом. Акротири, Фера. *Персефона
— в греческой мифологии богиня плодородия. 95 разверзлась,
явился бог подземного мира Аид и похитил её. Вероятно, с подобным мифом был
связан и ферейский ритуал. В Святилище
Крокусов показаны девушки, срывающие цветы и подносящие их в корзинках богине.
Богиня торжественно восседает на тройной платформе в верхней зоне, а в нижней
представлена «смерть»: здесь изображены усыпанный цветами и залитый кровью
алтарь и девушка, ранившая ногу до крови во время собирания крокусов. Подразумевается,
что девушка мертва, принесена в жертву; она скорбно склонилась над раненой
ногой. Под этой сценой находится особое углубление в полу — «преисподняя»,
куда, очевидно, должны были спускаться проходившие посвящение девушки. |