Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

жизнь. Таким образом, идея бессмертия связана с вы­печкой хлеба. Утилитарная, «производственная» тематика фриза сугубо римская и говорит о привер­женности Рима к хронике, фиксации событий, «зло­бе дня».

Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Подобно Гробнице Цецилии Метеллы, он воплощает идею вечности. Мавзолей представляет собой три цилиндрических объёма, сто­ящих один на другом. Образованные террасы были за­сажены деревьями и представляли собой «висячие са­ды» восточного типа, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии.

153

 

 

 

богатый декор: камень ещё сохраня­ет свои архитектурные членения, но начинает превращаться в дивную ажурную резьбу.

В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напо­минающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непри­тязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в роспи­си из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются домашние сценки вроде «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях: заплаканный шалун боится свою мать Венеру, которая не выдержала его проказ. Об этом писал знамени-

Бюст императора Тиберия. I в. н. э. Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген.

Настенная роспись «Сад и птицы». Вилла в Прима Порта. Конец I в. до н. э. Национальный музей, Рим.

*В Риме в течение не­скольких веков существовал обычай кремации — сжига­ния усопших. При Августе был выстроен один из самых больших колумбариев — хранилищ урн (сосудов с прахом сожжённых покой­ников). Название дано по форме ячеек для помещения урн (от лат. columbarium — первоначально «голубятня»). Урны или портретные бюс­ты размещались по всем сте­нам — сверху донизу.

154

 

 

 

тый древнеримский писатель-са­тирик Лукиан в своих диалогах. Излюбленной темой становится изображение сада, огороженного золочёными решётками, плодонося­щего, напоённого запахом трав и пением птиц. Таков «Сад с птицами» на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта и ещё более замеча­тельный «Сад» в Доме Фруктовых Де­ревьев в Помпеях. Домашние «пара­дизы» (сады) устраивали в то время во дворцах, на виллах и в домусах. Как показывают раскопки в Помпеях и Геркулануме, в некоторых садах были бассейны, редкие цветы и кус­тарники, увитые растениями бесед­ки — пе'рголы.

Самой популярной и самой зага­дочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Муж­ские и женские, трагические и коми­ческие, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Маска скрывала истинную суть происходящего. Она была зна­ком перехода от бессмертного к смертному, от небесного к земному, от мифического к обыденному. Под масками спрятано глубокое отличие мира древнего, ритуального от обы­денного, человеческого, освобож­дённого от высоких помыслов. Эти миры ещё не стали полярными, по их равновесие нарушилось: маска означала переход от одного состо­яния к другому.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz