|
жизнь.
Таким образом, идея бессмертия связана с выпечкой хлеба. Утилитарная,
«производственная» тематика фриза сугубо римская и говорит о приверженности
Рима к хронике, фиксации событий, «злобе дня». Мавзолей
Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Подобно Гробнице
Цецилии Метеллы, он воплощает идею вечности. Мавзолей представляет собой три
цилиндрических объёма, стоящих один на другом. Образованные террасы были засажены
деревьями и представляли собой «висячие сады» восточного типа, которыми
славилась Гробница Александра Македонского в Александрии. 153 богатый
декор: камень ещё сохраняет свои архитектурные членения, но начинает
превращаться в дивную ажурную резьбу. В эпоху
Августа был популярен третий помпейский стиль (конец
I в. до н. э. — 50-е
гг. I в. н. э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к
плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие
ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры
(подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты
непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в росписи
из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются домашние сценки вроде
«Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях: заплаканный шалун боится
свою мать Венеру, которая не выдержала его проказ. Об этом писал знамени- Бюст
императора Тиберия. I в. н. э. Глиптотека Ню Карлсберг,
Копенгаген. Настенная
роспись «Сад и птицы». Вилла в Прима Порта. Конец I
в. до н. э. Национальный музей, Рим. *В Риме в
течение нескольких веков существовал обычай кремации — сжигания усопших. При
Августе был выстроен один из самых больших колумбариев — хранилищ урн (сосудов
с прахом сожжённых покойников). Название дано по форме ячеек для помещения урн
(от лат. columbarium — первоначально «голубятня»). Урны или
портретные бюсты размещались по всем стенам — сверху донизу. 154 тый
древнеримский писатель-сатирик Лукиан в своих диалогах. Излюбленной темой
становится изображение сада, огороженного золочёными решётками, плодоносящего,
напоённого запахом трав и пением птиц. Таков «Сад с птицами» на вилле Ливии,
супруги Августа, в Прима Порта и ещё более замечательный «Сад» в Доме
Фруктовых Деревьев в Помпеях. Домашние «парадизы» (сады) устраивали в то
время во дворцах, на виллах и в домусах. Как показывают раскопки в Помпеях и
Геркулануме, в некоторых садах были бассейны, редкие цветы и кустарники,
увитые растениями беседки — пе'рголы. Самой популярной
и самой загадочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Мужские
и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные, маски как бы
оживают под взглядом зрителя. Маска скрывала истинную суть происходящего. Она
была знаком перехода от бессмертного к смертному, от небесного к земному, от
мифического к обыденному. Под масками спрятано глубокое отличие мира древнего,
ритуального от обыденного, человеческого, освобождённого от высоких помыслов.
Эти миры ещё не стали полярными, по их равновесие нарушилось: маска означала
переход от одного состояния к другому. |