Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Голова императора Веспасиана. I в. н. э.

Национальный музей, Рим.

Арка Тита. I в. н. э. Рим.

157

 

 

Колизей. Реконструкция. I в. н. э.

Колизей. I в. н. э.

158

 

 

Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.

Триумфальные арки — тоже рим­ское архитектурное новшество, воз­можно заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным пово­дам — и в честь побед, и как знак ос­вящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триум­фом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качест­ве. Арка была границей своего и чу­жого мира.

По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстрой­ка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Навер­ху — статуя императора на колесни­це, запряжённой четвёркой лоша­дей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для ста­туи и одновременно мемориаль­ным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость», «божественный дар»), т. е. наделён­ных исключительными личными ка­чествами — мудростью, героизмом, святостью: Цезаря на Римском Фору­ме, Тита в его арке, Траяна в цоко­ле его колонны. Другие граждане по­коились вдоль дорог за городскими воротами Рима. Внутри арки поме­щены высокие рельефы с изображе­нием триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шест­вуют к арке с трофеями. Изображён­ные внутри арки сцены соответству­ют моменту прохождения через неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

Правлением двух императоров-ис­панцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне Римская импе­рия достигла пика своего могущест­ва. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было заво­ёвано Траяном. Этот император по­читался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Ис­кусство его времени привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты Августа и Траяна: стано­вится очевидной большая внутрен­няя сила и глубина траяновских об­разов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было.

Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре че­рез реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедев­рам мировой архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершает­ся  простым  карнизом,  в  центре

Голова императора Траяна. II в.

Лувр, Париж.

*Квадри'га — античная двухколёсная колесница, запряженная четвёркой лошадей в один ряд; возница управлял стоя.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz