Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В Пальмире (Сирия) среди выжженной солнцем земли до сих пор сохранились развалины города и его Большой колоннады с аркой и коринфскими колоннами, на выступах которых — кон­солях— стоят статуи. Знамениты гробницы Пальмиры, сохраняв­шие древние традиции изобразительного искусства. Вокруг цент­рального захоронения родоначальника в стенах устраивали ниши, закрытые портретами людей. Сделанные из известняка, они сочетают пластику и графику.

Исключительно богатые памятники оставили африканские про­винции. В Алжире прекрасно сохранилась Трёхпролётная арка в Тимгаде. Её более высокий средний проём особенно выразитель­но подчёркивает плоскую низменную местность. В жаркой пус­тынной стране каждый скульптурный элемент получает особое зву­чание. Поэтому арка сочетает плоские и пластичные формы (колонны), проёмы и ниши, большой и малый ордер, различные виды арок. Несмотря на внешнюю простоту, арка в Тимгаде является настоящим произведением искусства.

Новый поворот к духовному, со­вершённый при Адриане, очевиден и в изменении погребального обря­да. Царившая тысячелетия кремация, когда усопших сжигали, стала усту­пать место ингумации — захороне­нию в земле. В связи с этим появил­ся новый жанр — скульптурный саркофаг, украшенный рельефами на мифологические темы. Сарко­фаг ставили в подземную гробницу или задвигали в стенную нишу — аркосо'лий. Обычно саркофаги име­ли прямоугольную форму и высокий рельеф лишь с одной стороны.

Преемник Адриана Антонин полу­чил прозвище Пий (Благочестивый), В последние годы жизни Адриана му­чила тяжёлая душевная болезнь, и он приговорил к смерти многих знат­ных римлян. Антонин, рискуя жиз­нью, оставил их в живых и после смерти своего предшественника явил их изумлённому сенат)'. Этот акт, сам по себе мало свойственный пра­ктичной, чуждой благотворительно­сти римской натуре, говорил о про­исходивших в ней переменах.

Антонины — Пий (138—161 гг.), Марк Аврелий (161 — 180 гг.), Ком-мод (180—192 гг.) — в самом Риме строили мало. В честь Пия и Марка Аврелия возвели колонны, подобные Траяиовой, но уже не столь заме­чательные. Правда, одна деталь не­обычна: на цоколе колонны Анто­нина Пия были изображены сам император и его супруга. Сцена воз­несения душ в телесной форме кры­латым гением в небеса символизи­рует обожествление императорской четы. Крылатого гения сопровожда­ют два орла — по древнему поверью, души покойных пребывают в обра­зе птиц. Прежде такая тема была в искусстве невозможна.

Конная бронзовая статуя Марка Аврелия уцелела до наших дней. Ста­туя выполнена по древней античной схеме, но облик всадника не гармонирует ни с конём, ни с миссией воите­ля. Лицо у императора отрешённое и самоуглублённое. Марк Аврелий думает не о военных победах — их у него было немного, — а о проблемах мира, человеческой души.

164

 

 

 

Статуя императора Антонина Пия. II в.

Марк Аврелий. Конная статуя. II в. Рим, Капитолий.

Скульптурный портрет того вре­мени приобретает особую духов­ность. Со времён Адриана сохрани­лась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Они высвер­ливали каждую прядь, соединяя её мостиками с другими, в мостиках до­полнительно углубляли каналы. Свет дробился в волосах, создавая бога­тую игру светотени. Однако особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчёркнуто больши­ми, с тяжёлыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрач­ками. Создавалось впечатление пе­чальной усталости, разочарованно­сти в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz