Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Голова императора Карака'ллы. II в. Лувр, Париж.

166

 

 

 

Руины Терм Каракаллы. III в.

Рим.

перии. В каждом провинциальном городе были свои бани. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы го­рячей, тёплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Они представляли собой сложные архитектурные сооруже­ния, перекрытые сводами разных конструкций — высшее достиже­ние инженерного гения. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудраго­ценных камней, и позолотой, и мо­заикой, и богатым декором, по­крывавшим стены и своды терм.

В римских провинциях продол­жался расцвет градостроительства, там были богатые заказы, туда уст­ремлялись лучшие мастера из Рима. Общий уровень цивилизации во всей Римской империи в то время был высок как никогда — вплоть до далёкой Британии, куда доходил уже Адриан и где окончил свои дни Септимий Север. Античный рома­низированный мир стал приобре­тать, несмотря на местные разли­чия, некий единый облик.

Медуза Горгона. Мозаика из Эфеса. V в.

*Пале'стра — в Древней Греции и Древнем Риме гимнастическая школа для мальчиков.

Гимнасии — в Древней Гре­ции и Древнем Риме учебно-воспитательное учреждение для знатных юношей, где они обучались разным наукам, одновременно зани­маясь гимнастикой.

167

 

 

 

Базилика Максенция.

IV в.

Рим.

Базилика Северов в Лептис Магне. Деталь рельефа. III в.

О базилике как сооружении, весь­ма распространённом у римлян, следует сказать особо. Тип базили­ки (от греч. «базилике» — «царский дом») — прямоугольного вытянутого здания для общественных собра­ний и советов — возник уже в Гре­ции в III в. до н. э. Здание разделя­лось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько про­ходов — нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и ос­вещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики ис­пользовалась как образец для строи­тельства христианских храмов.

На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка),

была построена базилика, которая отличалась от всех прежних осо­бым замыслом и роскошью отдел­ки. На узких сторонах, восточной и западной, у неё были две полукруг­лые ниши — апсиды. Обрамляв­шие их пилоны (столбы) посвяща­лись Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. С этими двумя героями античности отождествлял себя император. Так уже поступал Александр Македон­ский в IV в. до н. э., бросая вызов не­бесам. Теперь в это начинали веро­вать буквально.

Дионис и Геракл — два главных божества позднеантичного мира. Их почитали повсюду, но Дионис намного популярнее. На замечатель­ных римских саркофагах, которые

168

 

 

 

воплощают духовный мир позднего Рима, Дионис побеждает Геракла. На знаменитом «саркофаге Уварова» из Государственного исторического музея (Москва) Дионис опьяняет ге­роя, считавшегося воплощением ра­зума, воли и недюжинной физиче­ской силы. Дионис вершит ритуал его смерти и возрождения. Ведь он

тоже умирал в облике виноградных гроздьев, которые давили в чанах, похожих по форме на саркофаг, и возрождался уже в виде молодого вина. Путь бога от мученической смерти к воскресению воплотился в страстях Диониса. От него один шаг до спасительной смерти хри­стианского бога-человека.

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, зна­чимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он до­стоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство рим­ского времени оставило множество замечательных памятников в самых раз­ных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную вре­менем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информа­цию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, кото­рому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех прин­ципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

*Уваров Сергей Семёно­вич (1786-1855) -совре­менник А. С. Пушкина, министр народного просве­щения, президент Россий­ской Академии наук.

**Римский саркофаг, при­обретённый в 1843 г. в Риме, граф Уваров привёз в своё подмосковное поместье По­речье. После Октября 1917 г. саркофаг попал в музей и его стали называть «сарко­фагом Уварова».

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz