|
птичьего
клюва. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко
подпрыгивают и, кажется, прищёлкивают пальцами. С V в. до н. э. в гробницах стало уменьшаться
количество приносимых даров. Богатые погребальные дары стали заменять
расписными вазами как собственной, весьма оригинальной работы, так и
греческими, Химера.
Бронзовая статуя. V в. до н. э. Археологический
музей, Флоренция. 143 Сатир
и менада. Бронзовая курильница. III в. до н. э. которые
ценились очень высоко. Самые лучшие, известные ныне во всём мире греческие вазы
найдены в гробницах Этрурии. Всё реальное
и натуральное постепенно становилось иллюзорным. В замечательной Гробнице
рельефов в Цере (IV в. до н. э.) подлинные вещи заменены их изображениями. По стенам в ней
устроен целый ряд ниш для покойных, с лежащими в них каменными подушками и стоящими
ниже, на скамье, сандалиями для
прогулки. Стены и пилоны (столбы) покрыты изображениями вещей: здесь и кили'ки
(сосуды), и веера, и трости, и оружие, и различные предметы обихода. Кажется,
что покойные могут встать с подушек, выйти в пространство гробницы и взять в
руки предметы. Но вещи окаменели... К тому же обувь хозяина стерегут
трёхглавый пёс и богиня потустороннего мира со змеиными хвостами и морским
рулём в руках. Этруски знали из своих священных книг, что они обречены. Им было
суждено прожить «десять веков» (четыре первых по сто лет каждый, другие —
разной длительности). И вот время истекало... В III—I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает.
Всё чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для пепла,
на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов о сыновьях
царя Эдипа, убивших друг друга; о том, как бык растерзал злобную мачеху
Ди'рку. Безнадёжность очевидна в изображении людей, которых влекут в мир
смерти свирепые демоны и даже подгоняют их палками. Высшим достижением
этрусского гения на его закате стали портреты. Восходившие ещё к эпохе канон,
с III в. до н. э. они приобрели особую глубину и трогательность. Этруски не
разделяли греческого идеала красоты. Им казались привлекательными в людях не
некие общие черты, а, напротив, неповторимые. На поздних урнах иногда возлежат
блестящие красавцы, но гораздо чаще — тяжёлые, оплывшие старики, грустно
взирающие на мир, без света в глазах. Лица их незабываемы. Трудно не поверить
в то, что эти люди когда-то жили, что они выглядели именно так и были
последними героями необыкновенного мира, который давно ушёл в небытие. Высшие
достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не
понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить
дороги и города. Однако им не удалось унаследовать их душу. Она хранилась
глубоко в памяти народов, населявших эту древнюю землю, возродившись столетия
спустя в гении Данте и Микеланджело. 144 ИСКУССТВО
ДРЕВНЕГО РИМА Под Древним
Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоёванные
им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от
Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог
развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, или италики, но и
древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии,
Древней Германии и другие народы. В художественном мастерстве, безусловно,
господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой
провинции Римского государства влияли местные традиции. |