|
145 Форум
Романум. Реконструкция XIX в. (В настоящее время историки и
искусствоведы предлагают другие варианты реконструкции Форума). Например, у
греков она называлась агорой и
обычно, как в Афинах, находилась у подножия акрополя. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события:
собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали. В
последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. С
одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива —
Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах. На площади высились
храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь,
символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым
прикрепляли ростры — носы побеждённых вражеских кораблей (отсюда и название —ростральная колонна), и проходила «священная дорога», вдоль
которой стояли таберны — лавки. Сейчас от Форума Романум, как называли его
римляне, остались лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представляет
реконструкция. Оценить
качество пластических произведений той эпохи помогает так называемый Алтарь
Домиция Агенобарба (около 146 Форум
Романум. работе
греческого мастера; видно, что скульптор преодолевал большие трудности,
изображая тело животного в профиль и группу из двух фигур. Рельеф, безусловно,
принадлежит руке прозаичного, неискушённого в искусствах римлянина. Одним из
замечательных достижений республиканского римского искусства
стал портрет. Римляне многое заимствовали у этрусков, и, вероятно, сами
этрусские мастера работали по их заказам. Однако было одно существенное
отличие: этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный,
но поэтизированный образ человека. Римляне же ранней поры шли от восковых
масок — Форум
Романум. Вид сверху. 147 «персон»,
которые они снимали с лиц умерших предков. Маски хранились в каждом доме на
самом почётном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи
республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого
лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Однако это не
означало, что создавали портреты только стариков. И всё же ведущим героем
портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом
жизни и смерти» всех своих домочадцев. Портрет из Музея Торлония в Риме (1 в.
до н. э.) представляет некрасивого древнего старца, лысого, с оттопыренными
ушами и отвисшей нижней губой. Брови отсутствуют, щёки провалились. Нет ничего
от внешней красоты. Плоть модели настолько омертвела, что почти обнажает под
собой костяк. Именно в этом заключена сила римского портрета: он очень
конструктивный, строгий и логичный. Достаточно сравнить его с безвольными,
обмякшими лицами на этрусских портретах. По возрасту римский старик — на пороге
могилы, но он силён духом и верой в себя. |