Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Очевидно, первые базиликальные армянские храмы строили сирийские мастера. Затем в архитек­туре Армении появились также рас­пространённые в Сирии купольные базилики и их своеобразная упро­щённая разновидность — куполь­ные залы. Зальная церковь представ­ляет собой простое прямоугольное помещение, где купол опирается на толстые столбы-пилоны, пристроен­ные к стенам. Здания подобного ти­па меньше страдали от землетрясе­ний, которые были бичом этой горной страны. Начиная с VII в. из­вестны многочисленные централь­но-купольные армянские храмы, имеющие в плане крестообразные, четырёх- или даже восьмилепестковые очертания. Они также восходят к сирийским вариантам, но отлича­ются удивительным совершенством и разнообразием воплощений. На­пример, церковь Святого Рипсиме в Эчмиадзине (618 г.) в наружных очертаниях представляет прямо­угольный объём, в который врезаны

214

 

 

 

Средневековое Закавказье.

глубокие треугольные в плане ниши. Изнутри в этот объём искусно вписа­ны четыре прямоугольных угловых придела и центральное восьмилепестковое пространство, перекрытое куполом. «Лепестки» не равны по ши­рине и глубине, поэтому их венец, окружающий центральное ядро, асимметричен: кажется, что храм живет и дышит, его интерьер дви­жется, перетекает между пластич­ными, упругими стенами, то сжимая, то раздвигая их.

Константинопольские импульсы с трудом доходили до этой далёкой окраины православного мира, а ес­ли и доходили, то преображались почти до неузнаваемости. Некото­рые исследователи полагают, что в основе Звартноца (641—661 гг.) — самого  знаменитого  армянского храма Святого Григория — лежит образ собора Софии Константино­польской. Это представляется впол­не возможным, поскольку заказ­чиком храма был глава Армянской Церкви католикос Нерсес III — ар­мянин, воспитанный в Греции, вос­принявший византийскую культуру и до принятия духовного сана слу­живший в армии императора. Он принадлежал к халкидонитам — армянам, принявшим постановле­ние Халкидонского собора и ото­шедшим от монофизитства (до вступления на патриарший престол он скрывал свои взгляды). Нерсес добивался того, чтобы Армянская Церковь воссоединилась со Все­ленской Христианской Церковью, тогда ещё не разделившейся на вос­точную и западную, часто бывал в

215

 

 

 

Константинополе, и его не могли не впечатлить величественные формы главного собора Византийской им­перии. Однако внешне собор Звартноца оказался далёк от прослав­ленного прототипа. Трёхъярусная ротонда (круглая в плане постройка) сложной конструкции, украшенная аркадами, внутри имела прекрасную колоннаду, в плане образовывавшую четырёхлистник. На капителях про­стирали крылья каменные орлы. Нерсес, прозванный Строителем, не собирался возводить копию кон­стантинопольской постройки: просто главе Армянской Церкви — като­ликосу хотелось воплотить дух великого храма, и его мастера бле­стяще справились с этой задачей.

С середины VII в. Армения подпа­ла под власть Арабского халифата, и строительная деятельность в ней замерла до X столетия — времени образования независимых армянских государств. Самым значитель­ным из них было Анийское царство, где утвердилась династия Багратидов. Столицу Ани обнесли мощными укреплениями, её собор выстроил архитектор Трдат, до того просла­вившийся восстановлением Святой Софии Константинопольской. Храм дал трещину после землетрясения. В анийском соборе чувствуется на­слаждение самоценной красотой архитектурной формы, что говорит о свободе зодчего от ограничений, налагаемых материалом, и высо­чайшей степени его мастерства. А в рядовых храмах Ани возродилась традиция «купольной залы».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz