Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Отвечает новым веяниям и деко­ративное искусство. Любимым его видом становятся перегородчатые эмали, изобретённые ещё в VIII в. и достигшие расцвета в XIXII вв. По внешнему виду эмаль напоминает

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Одним из лучших образцов константи­нопольской церковной живописи нача­ла XII в. была Богоматерь с Младенцем Христом. Эту икону привезли на кораб­ле из Константинополя, и уже на Руси она получила название Владимирской. Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее.

От первоначальной живописи пос­ле неоднократных реставраций со­хранились лишь лики Богоматери и Христа. Богоматерь изображена в ико­нографическом типе Умиления, когда Младенец своей щекой прижимается в щеке Матери. Изумительное по своей одухотворённости лицо Богоматери, проникающий в душу взгляд печальных глаз ставят это произведение неизвест­ного византийского мастера в один ряд с лучшими творениями средневековой живописи. Тонкий, слегка изогнутый нос, маленькие бесплотные губы, боль­шие удлинённые глаза, несмотря на ус­ловность изображения, замечательно передают глубину переживаний Бого­матери, предчувствующей судьбу Сы­на. Порывисто, будто ища зашиты, прижимается к Марии Младенец Хри­стос. Живописное, мягкое письмо пе­редаёт рельеф ликов, сообщая им осо­бое духовное благородство. Образ Богоматери с Младенцем Христом впоследствии получил особое распро­странение на Руси.

198

 

 

мозаику: она также делается из стек­ловидной массы, но не отлитой в ви­де кубиков, а расплавленной прямо на поверхности изделия. Чтобы эма­ли разного цвета не смешивались, по контурам рисунка припаивали тонкие золотые перегородки. В каж­дую из образовавшихся ячеек засы­пали порошок нужного минераль­ного красителя с кварцевым песком и нагревали до высокой температу­ры. Порошки расплавлялись, и все ячейки оказывались заполненными ярким блестящим стекловидным ве­ществом, похожим на драгоценные камни.

Византийские ювелиры тщатель­но шлифовали поверхность эмалей, пока она не становилась ровной. На золотом фоне сверкали чистые, соч­ные краски, с лёгкостью передаю­щие и лица, и одежды, и орнаменты. Золотые перегородки тонкими ли­ниями пронизывали всё изображе­ние, уподобляясь лучам Божественного света. В технике эмали изготов­ляли иконы и ларцы для священных реликвий, женские украшения и царские короны. Такую корону Кон­стантин Мономах послал венгер­скому королю Эндре, тогдашнему союзнику Византии. Эта корона со­стоит из семи скреплённых вместе золотых пластин с закруглённым верхом. На центральной пластине изображён сам византийский василевс, по сторонам от него стоят им­ператрица Зоя и её сестра Феодора. Крайние пластины заняты аллегори­ями Правосудия и Смирения, а на промежуточных художник поместил обольстительных девушек, грациоз­но изгибающихся в танце. Похожие на исламских гурий — фантастиче­ских дев, услаждающих по Корану праведников в раю, они прославля­ют победоносного императора.

Портреты венценосцев очень напоминают их изображения на софийских мозаиках: лица условны,


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz