Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим.

174

 

 

 

Пожилой римлянин. Фаюмский портрет. I в. н. э.

Государственный музей изобразительных искусств, Москва.

Юноша в золотом венке. Фаюмский портрет. II в. н. э.

Государственный музей изобразительных искусств, Москва.

Однако приверженцы нового учения о воплощении Христа не могли от­казаться от изображения человеческой фигуры. Необходимо было найти та­кой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. И тогда христианство обратилось к надгробному портрету, кото­рый существовал в то время и в скульптурной, и в живописной форме. Мно­го таких живописных портретов было обнаружено в египетском оазисе Эль-Фаюм, за что они и получили название фаюмских. Они изображают умерших и потому представляют свои модели как бы находящимися по ту сторону земной жизни. Их лица лишены выражения, взгляд огромных глаз, устремлённый мимо зрителя, видит что-то недоступное живым. Плоскость и схематизм форм подчёркивают отрешённость персонажей, которые словно уже истлевают под внешней оболочкой. Эти принципы вполне мог­ли быть использованы и развиты в христианском искусстве.

Конечно, искусство не могло расцвести в период гонений, которые ста­ли особенно жестокими при римском императоре Диоклетиане. В начале IV в. появился эдикт (императорский указ), запрещавший исповедание хри­стианства под угрозой пыток и смерти.

ЭПОХА КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО И ЮСТИНИАНА I

При дворе соправителя римского императора Диоклетиана находился сын Констанция Хлора, правивший Галлией и Британией: формально для почёта, фактически как залож­ник. После смерти Флавия Валерия Константина (наследника Констанция Хлора) отпустили к тяжело больному отцу. Там Константин проявил себя мужественным воином и талантливым полководцем. Войско так полюбило молодого предводите­ля, что, когда его отец умер, сына провозгласили императором Гал­лии и Британии. В Риме власть за­хватил Максенций, стремившийся стать единственным правителем ог­ромной страны. Не уверенный в ус­пехе похода против Максенция, Константин ждал знамения. И вот,

175

 

 

 

Монограмма Христа. Мозаика. V в. Баптистерий в Альбенго. Италия.

по его собственным словам, запи­санным историком Евсевием, он и его воины увидели в небесах обра­зованный лучами и лежавший на солнце огромный крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»). Видение повергло Константина в ужас ведь крест для римлянина был орудием позорной казни. С тяжёлым сердцем император удалился на по­кой, но во сне ему явился Христос и велел изобразить виденный крест на боевом знамени. Наутро Константин

приказал доставить к нему христи­анских священников, и те истолко­вали знамение как предсказание победы. Действительно, после нес­кольких сражений Максенций на­шёл свою смерть в водах реки Тибр, а Константин триумфально всту­пил в Рим. Не забыв о помощи христианского Бога, он узаконил христианство как одну из государст­венных религий.

Вероятно, честолюбивый прави­тель увидел в новой религии не толь­ко орудие политической борьбы, но и возможность укрепить импера­торскую власть. И тогда он перенёс столицу с берегов Тибра на побе­режье Мраморного моря, что могло истолковываться как отречение от языческого наследия и начало новой жизни в лоне христианства.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz