|
ПОСТВИЗАНТИЯ И
ВРЕМЯ ПАЛЕОЛОГОВ Огромные
сокровища хранили в себе византийские храмы. Ещё больше драгоценностей было
скрыто в императорских дворцах, в домах знати, а также продавалось на константинопольском
торге. В своё время император Константин VII Багрянородный так описывал убранство
тронного зала: золотые венцы, дорогие ткани, сверкающие эмали, 201 серебряные
подсвечники, большие люстры-паникадила и, наконец, вершина всего — золотой
трон за серебряными вратами, на котором восседал император в убранных золотом
и драгоценными камнями одеждах. Западные рыцари могли только завидовать
несметным богатствам Константинополя. Ни один европейский государь не обладал
таким могуществом и богатством, как правитель Византии. Вот только усидеть на
золотом византийском троне было не просто: политическая история империи на
протяжении многих лет была историей дворцовых переворотов. Последний император
из рода Комнинов, Андроник, установивший в стране настоящий террор и обагривший
руки кровью наследника престола, четырнадцатилетнего Алексея, был свергнут и
убит Исааком Ангелом. Исаак, провозглашённый императором, вместо того чтобы
радеть о государстве, стал тратить казну на строительство новых зданий, на
благовония и одежду: он
никогда не надевал дважды один и тот же хитон (длинную рубаху из льняной или
шерстяной ткани). Воспользовавшись недовольством народа, его собственный брат
Алексей захватил трон, ослепив Исаака. Но сын Исаака сумел бежать в Италию,
где попросил Папу римского и рыцарей-крестоносцев, собравшихся освобождать от
«неверных» Гроб Господень, помочь ему вернуть трон отца. В уплату он обещал подчинить
Папе византийскую церковь, а крестоносцам заплатить двести тысяч марок. Рыцари
почти без помех дошли до Константинополя и захватили город. Однако в казне
оказалась лишь половина требуемой суммы. Попытки Алексея собрать деньги вызвали
возмущение жителей; как всегда, в трудную минуту византийской истории
появилось множество претендентов на престол, и, пока они боролись между собой,
крестоносцы, договорившись разделить Византию, ничтожными силами вновь
овладели Константинополем и разграбили его сокровища. 16 мая Константинопольские
мастера бежали из столицы или стали выполнять заказы новых хозяев — например,
создавать скульптурные надгробия для франкских рыцарей. На обломках империи
возникли три независимых греческих царства: Никейское, Эпирское и
Трапезундское, которые хранили традиции византийской культуры. По-прежнему продолжали
украшать портретами императора никейские рукописи. За неимением дорогой
смальты для мозаики мастера расписали церкви Трапезунда пёстрыми фресками; продолжали
строиться храмы Эпира (область в Северной Греции) — очень простые, немного
странные, без купола в центре планового креста. Никейская империя упорно
набирала силу: её владения кольцом подходили к Константинополю. В ночь на |