|
Оплакивание
Христа. Фреска. XII в. церковь Святого Пантелеймона в
Нерези. Сербия. 212 форм, а
также стремление изображать фигуры в свободном и естественном движении. На
этом пути возникли такие классические фресковые ансамбли, как роспись церкви
Святой Троицы в монастыре Сопочаны (60-е гг. XIII в.). Особенности, свойственные тогдашней
живописи католической Европы, соединились в этом храме — усыпальнице короля
Уроша I — с неувядающим эллинским наследием, дошедшим сюда через Фессалоники. Со
стен церкви в Сопочанах смотрят библейские праотцы, похожие на древнегреческих
философов, и мученики, напоминающие юных богов. В сербской
архитектуре воздействие Запада заметно почти с самого возникновения
собственно сербской архитектурной школы. Великая церковь в Студенице (конец XII в.) украшена мраморной декоративной
скульптурой, отвергнутой Византией с её вечной боязнью поклонения идолам, а
храм в Жиче (начало XIII в.) объёмной композицией поразительно напоминает готические соборы с
выступающим поперечным нефом, тяжёлым башнеобразным куполом и башней над
западной частью. Если для Византии эти годы стали временем тяжёлых испытаний,
то для папства, напротив, наступила эпоха наивысшего могущества. Католическая
Церковь стремилась распространить своё влияние на Балканах, учитывая, что
ближайшие соседи сербов — народы хорватов и словен — уже приняли христианство
по западному обряду. Европа покрылась сетью новых католических монастырей и
храмов, архитектурный облик которых производил впечатление на сербских
заказчиков и зодчих. Однако западные формы своеобразно переосмысливались ими с
учётом византийской основы и национальных представлений о красоте. В XIV столетии в сербской живописи снова
ощутилось дыхание возродившейся Византии. Фрески церкви святых Иоакима и Анны в
Студенице ( Архангел
Гавриил. Фреска. XII в. Церковь Святого Георгия. Курбиново.
Болгария. Король
Владислав. Фреска. XIII в. церковь в Милешеве. Сербия. 213 Церковь
Успения Богоматери в Грачанице. Фрески. Македония. утратила
былую монументальность и сдержанную классичность форм. Художников увлекал
подробный сюжетный рассказ, а также возможность передавать сложные символические
тексты посредством живописи. Стремление к иллюстративности превращает росписи
храмов в ряды развешенных на стенах икон, как, например, в церкви Спаса в
Дечанах (1335—1350 гг.). Поскольку сербские церкви XIV столетия, словно соперничая с готическими
соборами, становятся всё выше, верхние ярусы росписей становятся почти
нечитаемыми, как будто они предназначены не для взоров смертных, а для вышнего
Бога. АРМЕНИЯ Если
Болгария и Сербия занимали относительно срединное положение между православным
Востоком и католическим Западом, хотя и явно склонялись в сторону первого, то
в Закавказье дело обстояло иначе. Армения избрала христианство государственной
религией в |