Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Эти узоры, по представлениям варваров, обладали магическими свойствами: охраняли читателя или владельца от нечистой силы. Та­кие орнаменты часто встречают­ся на рукоятях мечей, в рукопи­сях из ирландских монастырей. На севере Европы было раз­вито искусство резьбы по кам­ню. Надписями и различными изображениями украшали

большие каменные кресты, кото­рые устанавливали чаще всего на пе­репутьях. Для оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были отго­лоски христианского искусства рим­ских поселений, находившихся в Англии). Позднее в резьбе стали преобладать изображения стилизо­ванных фигурок животных и птиц, вплетённых в замысловатые узоры.

Каменный крест. X в. Ирландия.

Страница ирландской рукописи. VIII в.

*Баптистерий — помеще­ние, в котором проводился обряд крещения. Часто это отдельное здание, круглое или многоугольное в плане, увенчанное куполом.

226

 

 

 

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ

На Рождество 800 г, в Латеранской базилике в Риме папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814 гг.) «корону римских цезарей». В Западной Европе возродилась империя. Карл, император и на­местник Бога на земле, отныне должен был заботиться о спокойствии и про­цветании своих подданных. Под его владычеством оказалась значительная часть территории прежней Западной Римской империи. Образ этого влас­тителя, запечатлённый в легендах и сказаниях, превратился в символ спра­ведливости и могущества. Со времён Карла Великого европейские госуда­ри стали называть себя королями (от лат. Karolus — «Карл»).

При Каролингах — так называлась династия, основанная Карлом Мартеллом, дедом Карла Великого, — ан­тичность провозглашалась идеалом государственности и культуры. На документах ставили печать с изобра­жением ворот Рима и надписью: «Обновление Римской империи». Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре, порой просто заимствуя колонны и другие детали из древних зданий. Миниатюристам образцом служила

Карл Великий. Конная статуя. Около 870 г. Лувр, Париж.

римская живопись. «Каролингский ренессанс» (от франц. renaissance — «возрождение») — так назвали ис­следователи искусство этой эпохи.

АРХИТЕКТУРА

Своей столицей Карл Великий из­брал небольшой городок Ахен (сов­ременная Германия). Новая столица быстро строилась. Были возведены королевский дворец, разнообразные административные здания. Время унесло с собой почти все архитек­турные памятники той эпохи. До на­ших дней сохранилась Ахенская ка­пелла (от лат. capella — «часовня»), считавшаяся одним из прекрасней­ших зданий средневековой Европы. Капелла представляла собой ве­личественное двухэтажное соору­жение высотой около тридцати двух метров. Её нижний, в плане шестнад­цатиугольный этаж олицетворял землю, а верхний, меньший по раз­мерам и в плане восьмиугольный — небо. Первый этаж предназначался для придворных и людей низкого звания. На втором этаже, напротив алтаря, располагался император­ский трон. В куполе капеллы нахо­дилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне в ок­ружении двадцати четырёх старцев и четырёх символов евангелистов — ангела, льва, тельца и орла. Из Италии


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz