|
Эти узоры,
по представлениям варваров, обладали магическими свойствами: охраняли читателя
или владельца от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях
мечей, в рукописях из ирландских монастырей. На севере Европы было развито
искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие
каменные кресты, которые устанавливали чаще всего на перепутьях. Для
оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были
отголоски христианского искусства римских поселений, находившихся в Англии).
Позднее в резьбе стали преобладать изображения стилизованных фигурок животных
и птиц, вплетённых в замысловатые узоры. Каменный
крест. X в. Ирландия. Страница
ирландской рукописи. VIII в. *Баптистерий
— помещение, в котором проводился обряд крещения. Часто это отдельное здание,
круглое или многоугольное в плане, увенчанное куполом. 226 ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ На
Рождество При
Каролингах — так называлась династия, основанная Карлом Мартеллом, дедом Карла
Великого, — античность провозглашалась идеалом государственности и культуры.
На документах ставили печать с изображением ворот Рима и надписью: «Обновление
Римской империи». Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре,
порой просто заимствуя колонны и другие детали из древних зданий. Миниатюристам
образцом служила Карл
Великий. Конная статуя. Около римская
живопись. «Каролингский ренессанс» (от франц. renaissance — «возрождение») — так назвали исследователи
искусство этой эпохи. АРХИТЕКТУРА Своей
столицей Карл Великий избрал небольшой городок Ахен (современная Германия).
Новая столица быстро строилась. Были возведены королевский дворец,
разнообразные административные здания. Время унесло с собой почти все архитектурные
памятники той эпохи. До наших дней сохранилась Ахенская капелла (от лат. capella — «часовня»), считавшаяся одним из
прекраснейших зданий средневековой Европы. Капелла представляла собой величественное
двухэтажное сооружение высотой около тридцати двух метров. Её нижний, в плане
шестнадцатиугольный этаж олицетворял землю, а верхний, меньший по размерам и
в плане восьмиугольный — небо. Первый этаж предназначался для придворных и
людей низкого звания. На втором этаже, напротив алтаря, располагался императорский
трон. В куполе капеллы находилось мозаичное изображение Христа, восседающего
на троне в окружении двадцати четырёх старцев и четырёх символов евангелистов
— ангела, льва, тельца и орла. Из Италии |