|
Тесные
контакты с культурой Константинополя заложили глубокий фундамент для
дальнейшего развития болгарского искусства. Новый период государственной самостоятельности
Болгарии — Второе Болгарское царство, — начавшийся в 210 гарский
царь Иван II Асень, вначале склонявшийся к союзу с латинянами, захватившими
Константинополь в Болгария
пала жертвой турецкого нашествия раньше, чем Византия. Многие её храмы были
разрушены, и сейчас трудно составить полное представление о средневековом болгарском
искусстве. Однако наряду с произведениями столичного уровня и стиля
существовали и простые, почти примитивные здания и фрески (дорогой мозаики в
Болгарии не было вообще). Однако именно такой упрощённый вариант свидетельствует,
что принципы византийского искусства, пусть в провинциальном, устаревшем варианте,
были приняты народом и действительно стали основой национальной культуры
болгар. СЕРБИЯ На
территории Сербии в IX в. возникли небольшие славянские поселения, которые также унаследовали
от IV—VI вв. памятники ранневизантийского зодчества. Неспокойная обстановка на
Балканах обусловила большой размах крепостного строительства --- массивные
зубчатые стены с высокими башнями располагались в одном дне пути друг от друга,
образуя единую оборонительную систему. Храмы, строившиеся в IX—XI вв., были маленькими и сравнительно простыми. В XI в. в регионе установилось политическое
господство Византии (Македония стала провинцией империи), из-за чего усилились
византийские черты в местном искусстве. Впрочем, крестово-купольный тип не
занял господствующего положения в архитектуре. Сербы предпочли Святой
Пантелеймон. Фреска. XII в. Церковь Святого Пантелеймона в
Нерези. Сербия. СОФИЙСКИЙ СОБОР В ГОРОДЕ СОФИИ Храм
Святой Софии был построен в VI столетии во владениях Византийской империи
в городе Серлике. В конце XIV в. город в честь этого храма переименовали
в Софию (ныне столица Болгарии). Это сооружение является прекрасным образцом
местной архитектурной школы. Храм создан на заре византийского культового строительства
и представляет собой трёхнефную купольную базилику. Внешний облик здания
отличается монументальностью и строгостью. Гладкие стены собора украшены лишь
большим количеством высоких светлых окон. Простота и ясность архитектурных
форм характерны для раннеславянского зодчества. Однако оригинальное сочетание
купола, развитого поперечного нефа и западного притвора (нартекса) с двумя
башнями близко к романской архитектуре Запада. В архитектуре здания
прослеживается несколько этапов строительства, которые сильно изменили его первоначальный
облик. Внутреннее убранство церкви было намного богаче, чем в наши дни: нижняя
часть стен была облицована белым мрамором, а верхняя — украшена мозаикой. |