Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

234

 

 

множеством жемчужин и сверкаю­щих камней, обрамляла пластину слоновой кости; в центре пластины была изображена сцена Успения Богоматери.

Миниатюры «Книги евангельских чтений Генриха II» (между 1002 и 1014 гг.) выполнены яркими краска­ми на золотом фоне. На одной из миниатюр воспроизведена сцена коронования Генриха II и его супру­ги Кунигунды. Композиция разделе­на по горизонтали на две части. В верхней находится огромная фигу­ра Христа. Он держит короны над головами Генриха II и Кунигунды. По обе стороны от них стоят апо­столы Пётр и Павел. В нижней час­ти композиции помещены символи­ческие изображения провинций Германской империи.

Другим центром искусства мини­атюры был город Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983 г.). Это сборник писем Папы Григория Великого. Сама книга не сохрани­лась, до нашего времени дошли лишь две миниатюры. На одной из них, занимающей целую страницу, изображён Папа Григорий Вели­кий, вдохновляемый Святым Духом. Согласно легенде, Папа диктовал свои поучения секретарю, который находился за занавеской. Вдруг на­ступило долгое молчание. Обеспо­коенный, юноша проделал неболь­шую дырочку в занавеске и увидел, что на плече у Папы сидит голубь (в христианской традиции — символ Святого Духа) и прижимает клюв к его губам. Когда голубь убрал клюв, Папа начал говорить.

Папа Григорий Великий пред­ставлен сидящим на троне с голу­бем на плече. Над головой Папы сияет золотой нимб, взгляд устрем­лён вдаль. Гораздо меньше по раз­мерам фигура секретаря. Худож­ник показывает его в тот момент, когда он, согнувшись, осторожно проделывает отверстие в занавеске. Автор миниатюры не просто ил­люстратор — он талантливый рассказчик, который в одной сцене су­мел передать и легенду, и её симво­лическое значение. Сюжет второй миниатюры характерен для того времени: перед величественным императором стоят четыре неболь­шие женские фигуры, олицетворя­ющие земли империи. Обе миниа­тюры помещались рядом, и это означало единство духовной и свет­ской власти в государстве.

Оттоновское искусство достигло расцвета при императоре Генри­хе III (1039—1056 гг.). В первые го­ды правления молодой государь вместе с матерью, императрицей Гизелой, посетил монастырь Эхтернах (ныне это территория Люк­сембурга). Миниатюры «Книги евангельских чтений Генриха III» (1039—1043 гг.) повествуют именно об этом событии. На одной из них художник изобразил Генриха III с аббатами монастыря, на другой — императрицу Гизелу со свитой и с

Принесение присяги на верность Оттону III: императору присягают четыре провинции — Словения, Германия, Галлия, Рим. Миниатюра из Евангелия Отгона III. Конец X в.

235

 

 

 

Христос коронует Генриха II и Кунигунду. Миниатюра из «Книги евангельских чтений Генриха II». Между 1002 и 1014 гг. Государственная библиотека, Мюнхен. Германия.

теми же аббатами. Выдающимся про­изведением мастеров Эхтернаха стал «Золотой кодекс» (1045—1046 гг.), над миниатюрами которого работа­ли несколько художников. Крупные формы, строгая композиция, вели­чие и возвышенность образов гово­рят о высоком уровне мастерства живописцев, их богатом опыте, зна­нии позднеантичного, византийско­го и каролингского искусства.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz