Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В церкви монастыря Клюни со­хранились замечательные резные капители (верхние части колонн) с символическими изображениями семи музыкальных тональностей. В то время молитвы произносились нараспев, чтобы обращение к Богу было «созвучно» музыке небес.

К наиболее известным роман­ским постройкам Бургундии отно­сятся церкви Сен-Лазар в Отене (1112—1132 гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120— 1150 гг.). По преданию, в церкви Сен-Лазар хранились ос­танки Лазаря, воскрешённого Хри­стом, а в храме Сен-Мадлен — ре­ликвии Святой Марии Магдалины.

Монастырь Клюни. XI—XII вв. Франция.

238

 

 

 

Множество верующих шли сюда по­клониться святыням. Славились эти церкви и богатым скульптурным уб­ранством, покрывавшим всю по­верхность стен.

Для архитектуры Оверни (Цент­ральная Франция) характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми сте­нами скульптурные украшения ис­пользовались скупо. Например, цер­ковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне (XII в.) снаружи была оформлена не­глубокими нишами, небольшими скульптурными вставками и камен­ными плитками разных оттенков. Только в конце XII в. на её южном портале поместили рельеф с изо­бражением Христа во «славе» и сце­нами из Нового завета.

На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло рим­ское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями — всё сви­детельствует о том, что традиции древней культуры здесь не были за­быты. Храмы Прованса богато укра­шены скульптурой, но она не покры­вает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а появляется только на капителях и по сторонам порталов.

Своеобразная архитектурная шко­ла сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Нормандские архитекторы долго использовали де­ревянные перекрытия — своды поя­вились здесь только в конце XI в. — и почти не применяли скульптурные украшения. Церкви Нормандии, по­хожие на крепости, отличались просторными внутренними поме­щениями, большими башнями, расположенными по сторонам фаса­дов и в центре здания.

Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII в. Представление о ней даёт оформление монастырской церкви в Сен-Савен-сюр-Гартан (ко­нец XI в. — 1115 г.) в Пуату. Все внут­ренние поверхности этого неболь­шого здания покрывали фрески, созданные несколькими мастерами.

Собор Нотр-Дам ла Гранд. Первая половина XII в. Пуатье. Франция.

Миниатюра из Псалтири Людовика Святого. Около 1 258 г. Национальная библиотека, Париж. Франция.

239

 

 

Романская церковь.

Портал романской церкви.

Изображения располагались длин­ными полосами в два яруса. Сюже­ты росписей были необычайно раз­нообразны. Это сцены из Ветхого и Нового заветов и... эпизоды из басен Эзопа — с вороной и лисицей, по­вешенным крысами котом. В роспи­сях церкви воплотились наиболее важные особенности романской живописи: плоскостные изображе­ния, разномасштабные фигуры; иногда ноги и голова персонажей повёрнуты в противоположные сто­роны, из-за чего позы кажутся неес­тественными.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz