Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

233

 

 

 

Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827 г. Лувр, Париж.

Здесь Делакруа обращается к древней истории. Ассирийский царь Сарданапал (легендарное имя царя Ашшурбанипала; 669 около 633 гг. до н. э.), дворец которого окружили врага, приказал слугам сжечь его самого и всё, чем он владел, — женщин, лошадей, драгоценности. Мрачный деспот тяжело опустил­ся на ложе, а вокруг него кружится жуткий хоровод из человеческих и конских тел, золота и пурпура, стали и крови. Бешеный ритм кисти Делакруа заставляет вспомнить насмешки критиков: «Этот человек пишет пьяной метлой». Позы бьющихся в конвульсиях рабынь и яркие алые пятна выглядят как предве­стие языков пламени, в котором погибнет Сарданапал.

силуэты вооружённых турок. Боль­шинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Далее — панорама залитой солнцем долины; здесь среди ослепительно белых домиков происходит избие­ние греков (то же ждёт и персона­жей первого плана). Затем возника­ет новая тёмная полоса — море, сменяясь светлой — небом. По силе воздействия на зрителя «Хиосская резня» могла сравниться только с «Плотом „Медузы"». Но образный язык Делакруа иной, чем у Жерико: это не сухой и точный стиль репор­тёра, а возвышенная речь автора классической трагедии. Турецкий всадник, который тащит за собой де­вушку-гречанку, выглядит своеобразным символом порабощения. Не менее символичны и другие фи­гуры: мёртвая мать, к груди которой тянется младенец; обнажённый ра­неный грек — его кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются сло­манный кинжал и опустошённая грабителями сумка.

Уже закончив «Хиосскую резню», Делакруа увидел в Салоне несколько полотен английского пейзажиста Джона Констебла и переписал свою картину, полностью изменив её ко­лорит. Видимо, только тогда ему удалось добиться в пейзаже этой волшебной лёгкости переходов от коричневого тона к ярко-жёлтому и от иссиня-чёрного к серебристо-се­рому. Мастерски передан спокой­ный, щедро окрашенный солнцем воздух южного полдня — он даёт жизнь неподвижным фигурам.

Искусственное восстановление власти Бурбонов (эпоха Реставра­ции) не могло не тормозить разви­тия общества. Все жертвы и победы Великой Французской революции и империи оказались напрасными. В июле 1830 г. парижане вновь вос­стали и овладели столицей. Режим Реставрации рухнул. Во Франции была установлена так называемая Июльская монархия. К власти при­шёл король Луи Филипп (1830— 1848 гг.).

Делакруа опять почувствовал ин­терес к современности и создал в 1830 г. картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)». Просто­му эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегрече­ской богиней». В самом деле, худож­ник придал своей героине и велича­вую осанку «Афродиты Милосской» (античной статуи, которая находит­ся в коллекции Лувра), и те черты, которыми наделил Свободу поэт Огюст Барбье, певец революции 1830 г.: «Это сильная женщина с мо­гучей грудью, с хриплым голосом, с огнём в глазах, быстрая, с широким


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz