Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

«Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зе­лень луга, насыщенность цвета роси­стой травы, нежная листва молодо­го букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя боль­ше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Все­ленной, откровение Мирового Ду­ха — так некоторые романтики на­зывали Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трога­ет нас каждый цвет, — отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тыся­чами способов, одновременно скры­ваясь от нас... Но тайная магическая

Филипп Отто Рунге.

Портрет родителей художника с внуками. 1806 г. Картинная галерея, Гамбург.

«ШАР ЦВЕТОВ» ФИЛИППА ОТТО РУНГЕ

В 1810 г., в год смерти Рунге, вышла его книга «Шар цветов, или Конструкция соотношения всех смешанных цветов и их родствен­ных связей, с приложением опыта выведения гармонии соотноше­ния красок», получившая высокую оценку Гёте. Схема цветовой гармонии живописца походила на глобус, в котором роль «полю­сов» играли белый и чёрный цвета, а «экватор» был составлен из двенадцати чистых красок — жёлтой, красной, синей и т. д. — и их производных. Светлые и тёмные оттенки каждого цвета стали «ме­ридианами», проходившими от чёрного «полюса» к белому через цветной «экватор». Художник представил свою модель и в разре­зе: все разнообразные цвета её поверхности постепенно меркнут в недрах шара и сливаются в серую точку — центр сферы, нача­ло и конец всех красок. Рунге не просто искал оптимальное соотно­шение цветов для своей палитры, он воспроизвёл систему миро­здания по учению очень чтимого им немецкого философа-мистика Якоба Бёме (1575—1624). Бог, которого Бёме называл Великим Ничто (подобно серому центру сферы Рунге), порождает всё мно­гообразие духовного и материального мира.

238

 

 

 

радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древ­нем, неизмеримо блаженном духов­ном союзе».

Рунге умер от туберкулёза в воз­расте тридцати трёх лет: всё его творчество приходится на последние семь лет жизни. В своих живописных мифах он воплотил многогранное единство Бога, мира и человека — ос­новную мысль немецкой романтиче­ской философии.

Филипп Отто Рунге.

Утро. 1808 г. Картинная галерея, Гамбург.

239

 

 

 

КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ

(1774—1840)

Наблюдательный и глубокий мас­тер-пейзажист, Каспар Давид Фрид­рих принципиально не подписывал своих работ и не датировал их: он считал себя лишь соавтором вечной Природы.

Фридрих родился в семье мылова­ра в Грейфсвальде на Балтийском побережье. Он начал брать уроки жи­вописи в шестнадцать лет, в 1794— 1798 гг. учился в Академии художеств в Копенгагене. Позднее художник жил в Дрездене, где принимал уча­стие в выставках и познакомился с Рунге. Ранними работами Фридриха были рисунки, два из которых отме­чены в 1805 г. первой премией Круж­ка веймарских любителей искусства, которым руководил И. В. Гёте.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz