Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 1816 г. Фридрих был избран в Дрезденскую академию художеств. Вскоре он женился и совершил сва­дебное путешествие на родину, о ко­тором напоминает великолепный цикл пейзажей Балтийского моря.

Перед картиной «На паруснике» (1818—1820 гг.) каждый невольно делается участником изображённой

сцены: палуба срезана рамой так, чтобы зритель чувствовал себя плы­вущим на одном корабле с героями. Эффект присутствия усиливается лёгким креном мачты, который со­здаёт живое впечатление морской качки. Мужчина и женщина на носу парусника, наверное, молодые су­пруги Фридрих. Они смотрят впе­рёд, туда, где на границе моря и неба возникают шпили соборов и здания приближающегося порта.

Каспар Давид Фридрих. Исполиновы горы. 1835 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В 1810 г. Фридрих совершил первую поездку в Чехию, в горы. С тех пор горные верши­ны, символизирующие высоты познания и духовной жизни, стали частым мотивом его пейзажей.

241

 

 

 

Каспар Давид Фридрих.

Женщина у окна. Около 1822 г.

Государственные музеи, Берлин.

Каспар Давид Фридрих

Меловые скалы на острове Рюген. Около 1818 г.

Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур.

 

Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как пра­вило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индиви­дуальные черты персонажей, а их общая увлечённость бескрайностью мира. Пространство картины «Жен­щина у окна» (около 1822 г.) I-скучная клетка пустой комнаты, ро­мантический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя­щей в окно героини. Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, ко­торому художник предлагает мыс­ленно занять его место.

Таковы и фигуры на первом пла­не картины «Меловые скалы на ост­рове Рюген» (около 1818 г.). Трое персонажей восхищённо замерли перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из зелёно-жёлтой береговой растительности и причудливо изломанных линий ме­ловых утёсов. Один из путников простёрся у края обрыва в позе молящегося — он заглядывает в про­пасть. Глубину пространства подчёр­кивает резкий переход от тщатель­ной и чёткой живописи первого плана к далёким волнам, передан­ным сочными разреженными мазка­ми. Краски моря постепенно бледне­ют, и оно сливается с небом. В этой космической бездне белеют два па­руса — удаляющийся и приближаю­щийся — в знак того, что стихия всё же укрощена человеком.

В 1824 г. Фридрих получил зва­ние профессора пейзажного класса Дрезденской академии, но его так и не допустили к преподаванию. Твор­чество художника вышло из моды, однако он не намерен был угождать вкусам обывателей: это означало бы, говорил Фридрих, «погрешить против своей природы и предать своё время». В те годы он написал картину «Пашня близ Дрездена» (около 1824 г.). Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Ху­дожник сосредоточил своё внима­ние на куске вспаханной земли и

242

 

 

 

нескольких яблонях. Мягкие, про­светлённые краски, щедро передаю­щие цвет развороченной плугом почвы, зелень первой травы, золото вечернего неба, создают ощущение весенней свежести.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz