Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

С середины 20-х гг. XIX в. Каспар Давид Фридрих жил замкнуто и оди­ноко. Задолго до своей смерти этот художник был забыт зрителями. Его оценили по достоинству только в начале XX столетия.

НАЗАРЕЙЦЫ

Новой чертой культурной жизни Ев­ропы в XIX в. стало появление групп художников, связанных общими взглядами на искусство. Едва ли не первым таким объединением был «Союз Святого Луки» (нем. Lukasbund), который основали в 1809 г. студенты Венской академии худо­жеств Фридрих Иоганн Овербек (1789-1869) и Франц Пфорр (1788—1812). Они полностью разде­ляли мнение Фридриха Шлегеля о том, что современный художник «должен походить по характеру на средневекового мастера, быть про­стодушно сердечным, основательно точным и глубокомысленным, при этом невинным и несколько нелов­ким». Смыслом их искусства было христианское благочестие, основ­ным творческим методом — подра­жание немецким и итальянским жи­вописцам XV в.

Всё это сказалось уже в цикле картин 1809—1810 гг., посвящённых германскому королю Рудольфу I (1273—1291 гг.), основателю дина­стии Габсбургов, и выполненных Пфорром для своего родного горо­да Франкфурта-на-Майне. Молодые мастера сразу вступили в конфликт со сторонниками неоклассицизма, что привело к исключению Овербека из академии, а впоследствии породило насмешливое прозвище назарейцы, данное их союзу немец­ким художником Иоганном Христи­аном Рейнхартом (1761 — 1847).

В 1810 г. Пфорр и Овербек пере­ехали в Рим. Позднее к ним при-

Петер фон Корнелиус.

Иосиф, узнаваемый братьями. 1816—1819 гг.

Государственные музеи, Берлин.

соединились немецкий живописец Петер фон Корнелиус (1783—1867), сын известного немецкого скульпто­ра Вильгельм фон Шадов (1788— 1862) и другие художники. Все они поселились в упразднённом напо­леоновскими властями монастыре, образовав своего рода коммуну. Назарейцы вели совместное хозяйство и ежедневно собирались в мона­стырской трапезной для чтения Библии и «Сердечных излияний...» Вакенродера. Рисовали и занима­лись живописью они только у себя в кельях, так как думали, что худож­ник должен не слепо копировать на­туру, а изображать собственные чув­ства. Главными достоинствами художника назарейцы считали ду­шевную чистоту и религиозность, искренне полагая, что «только Биб­лия и сделала Рафаэля гением». В 1813 г. все члены союза — проте­станты перешли в католицизм. Мно­гие художники в те времена изуча­ли строение человеческого тела по трупам. Назарейцы из религиозных соображений отказались от этого и не работали с обнажённой женской натурой, однако постоянно обраща­лись к памятникам раннехристиан­ского, средневекового и ренессансного искусства.

*Протестантизм — одно из главных направлений в христианстве наряду с пра­вославием и католицизмом.

**По одной из версий, прозвище «назарейцы» про­изошло от названия города Назарет в Галилее, где про­вел детство и юность Иисус Христос. Согласно другой версии, оно возникло по аналогии с названием древней еврейской религи­озной общины назореев (от древнеевр. «незер» — «от­далённый», «посвящённый»), которые вели безупречно праведную жизнь.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz