Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

243

 

 

 

ЖИВОПИСЬ БИДЕРМЕЙЕРА

Бидермейер (нем. Biedermeier) — стиль в искусстве Германии и Авст­рии, который развивался в 10— 40-х гг. XIX в. Название ему дали пародийные юмористические стихи Л. Эйхродта и А. Куссмауля, публи­ковавшиеся в 1855—1857 гг. в од­ном из мюнхенских журналов. Их вымышленный автор, учитель Готлиб Бидермейер — скромный обыва­тель: благодушный, сентименталь­ный, незадачливый, любитель спо­койной жизни и уюта.

Для живописи бидермейера ха­рактерны небольшой формат поло­тен, тщательная и тонкая манера письма, как правило отсутствие дей­ствия в изображаемых сиенах, при­страстие к мелким деталям. Бидермейер освоил художественный опыт романтизма с его поэтическим взглядом на мир, порой окрашенным иронией; но при этом сгладил край­ности этого стиля, «одомашнил» его

в соответствии с бесконфликтной натурой обывателя. Мастера бидермейера пробовали силы в портрете, пейзаже и других жанрах, но ярчай­шим выражением стиля стала быто­вая живопись.

Характерной приметой пово­рота от романтизма к бидермейеру послужил «Автопортрет в мас­терской» (1811 г.) художника из Дрездена Георга Фридриха Керстинга (1785—1847), одного из друзей Каспара Давида Фридриха. Герой автопортрета изображён спиной к зрителю: человек с миром своих переживаний уходит в тень, а зритель может без смущения изучать обстановку его жилья. Пальто на гвозде возле двери, склянки с красками вперемежку с книгами на секретере, курительная трубка на подоконнике рассказы­вают о жизни и характере хозяина этой комнаты больше, чем он сам. Портретисты бидермейера вос­принимали человека не как самостоятельную личность, а в нераз­рывной связи с его семьёй, точ­нее с его домом.

В пейзажах бидермейера — в основном городских — жизнь сует­ливого Берлина или сонного ста­ринного Мюнхена передана с до­кументальной точностью. Даже изображённые на картинах прохо­жие — конкретные люди. Например, на полотне берлинского мастера Франца Крюгера (1797—1857) «Па­рад на Оперной площади» (1824 — 1829 гг.) в толпе зрителей предста­влены многие знаменитости — архи­тектор К. Ф. Шинкель, скрипач и композитор Н. Паганини и др.

Бидермейер унаследовал от ро­мантизма интерес к отечественной истории и фольклору, в особенно­сти к миру немецких сказок. Мюнхенский живописец Мориц фон Швинд (1804—1871) был создате­лем циклов картин и больших аква­релей на сказочные темы. Худож­ник из Дрездена Адриан Людвиг

Франц Крюгер. Парад на Оперной площади. 1824—1829 гг. Государственные музеи, Берлин.

244

 

 

Мориц фон Швиндт. Танец фей в ольховой роще. 1844 г.

Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне.

Карл Шпицвег. Бедный поэт. 1839 г. Государственные музеи, Берлин.

Рихтер (1803—1884) иллюстриро­вал знаменитые «Детские и семей­ные сказки» братьев Гримм и не­мецкие пословицы.

Центральная тема живописи бидермейера — повседневная жизнь «маленького человека». Галерею подобных персонажей, живых и трогательных, создал художник-са­моучка из Мюнхена Карл Шпицвег (1808—1885). Таков «Бедный поэт» (1839 г.), творящий в убогой чердач­ной комнате, где зонтик закрывает дыру в крыше.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz