Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

В 1895—1907 гг. в берлинском собрании были образованы Отдел раннехристианского и византий­ского искусства (его украсила мо­заика церкви Сан-Микеле ин Аффричиско из итальянского горо­да Равенны), Переднеазиатский музей, Музей ислама, Восточно-азиатский музей и Музей перво­бытного искусства.

В конце XIX — начале XX в. бер­линское собрание пополнилось ос­татками античного Пергамского ал­таря из Малой Азии, знаменитой каменной головой царицы Нефер­тити из Египта, воротами богини Иштар из Вавилона. С 1930 г. эти и другие прославленные памятники древности и Средневековья разме­стились в новом музее Пергамон. В его просторных, восемнадцати­метровой высоты залах также смон­тированы античные рыночные воро­та из малоазийского города Милета и украшенная богатой резьбой сте­на средневекового арабского зам­ка Мшатта из Иордании (поступила в 1903 г. как подарок турецкого султана).

Нацисты во время своего прав­ления (1933—1945 гг.) объявили «произведениями упадочного ис­кусства» около четырёхсот экспона­тов музеев, в частности Нацио­нальной галереи, а затем выбросили или уничтожили их.

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб берлинскому со­бранию. В 1945 г. Новый музей был разрушен полностью; сильно по­страдали здания Старого музея и Пергамона. Советские солдаты ра­зобрали развалины на Музейном острове; большинство памятников было отправлено в СССР. Однако ещё до падения Берлина значитель­ную часть картин, лучшие скульптуры (в том числе голова Нефертити), античные золотые и серебряные изделия, собрание искусства Даль­него Востока немецкое командова­ние спрятало в бункерах и соляных копях близ города. Впоследствии их обнаружили американские и британские военные.

После политического раздела Германии и её столицы в 1949 г. коллекции берлинских музеев тоже поделили между Восточным и За­падным Берлином. В 1958 г. экспо­наты, которые попали в Советский Союз, были переданы правительст­ву ГДР.

В начале 60-х гг. в Восточном Берлине был вновь открыт Пергамон. В 1966 г. в отреставрирован­ном Старом музее разместились Га­лерея современного искусства и Кабинет гравюры. Музей императо­ра Фридриха в 1956 г. переименова­ли в Музей имени Боде. Здесь поми­мо произведений изобразительного искусства хранятся пятнадцать ты­сяч древнеегипетских папирусов и собрание монет, состоящее из полу­миллиона экспонатов.

Почти одновременно многие памятники с Музейного острова были выставлены в Западном Бер­лине. Египетский музей и Музей ан­тичности разместились рядом с двориово-парковым комплексом Шарлоттенбург. Для собрания ев­ропейской живописи в 1968 г. в районе Далем было построено но­вое здание.

После объединения Германии в 1990 г. коллекции Государствен­ных музеев Берлина были восста­новлены. В здании Старого музея ныне действует Новая берлинская галерея, которая проводит выстав­ки современных художников со всего мира.

246

 

 

ную историю Иосифа, а в качестве техники — фреску, к которой про­фессиональные немецкие живопис­цы не обращались уже полвека. Стре­мясь к средневековому идеалу, когда личность растворялась в творческом коллективе, художники разделили роспись на участки. Однако индиви­дуальность авторов фресок дома Бартольди (1816—1819 гг.) не исчез­ла: мягкая, умиротворённая кисть Овербека («Продажа Иосифа в раб­ство») отличается от энергичной и выразительной манеры Корнелиуса («Иосиф, узнаваемый братьями»). В то же время оба живописца неса­мостоятельны и явно подражают мастерам эпохи Возрождения: Овербек — Фра Анджелико и Рафаэлю, а Корнелиус — Микеланджело.

Работа в доме Бартольди заверши­лась банкетом, после которого обще­ство начало распадаться. Почётным гостем праздника был баварский кронпринц — будущий король Людвиг I. Он пригласил к себе в Мюнхен Корнелиуса, где тот сделал карьеру придворного живописца. Его мюнхенские полотна высокопарны и неглубоки. Счастливым исключени­ем в позднем творчестве Корнелиуса выглядит эскиз неосуществлённых росписей королевской усыпальницы в Берлине «Всадники Апокалипсиса» (около 1843 г.). Это замечательная по драматизму и пластической мощи фантазия на тему гравюры Альбрех­та Дюрера. Сходными были судьбы других назарейцев: в 20-х гг. XIX в. они разъехались по Германии и по­лучили должности в различных худо-

жественных академиях. Лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, создавая милые, но беспомощные подражания Рафаэлю («Италия и Гер­мания», 1820 г.; «Торжество религии в искусстве», 1840 г.).

Романтизм «Союза Святого Луки» можно назвать классицизмом наиз­нанку; это чувствовал Каспар Давид Фридрих, сравнивший его художни­ков с ростовщиками, которые живут прибылью с чужой собственности. Назарейцы не пошли дальше пре­красной и благородной мечты о ду­ховно богатом и общественно зна­чимом искусстве.

Фридрих Иоганн Овербек.

Италия и Германия.

1820 г.

Новая пинакотека, Мюнхен.

*Иосиф — согласно Биб­лии, любимый сын Иакова, родоначальника еврейского народа.

**Кронпринц (нем. Kronprinz) — титул наследника престола в германских государствах.

***Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) — одна из книг Нового Завета; содер­жит пророчество о конце света.


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz