Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

которая отбирала художественные ценности для вывоза во Францию, затем был назначен офицером шта­ба наполеоновской армии.

В 1801 г. художник вернулся в Париж и выставил в Салоне карти­ну «Наполеон на Аркольском мос­ту» (1797 г.). Гро запечатлел одну из первых побед Наполеона: в ноябре 1796 г., во время жестоких боёв за мост близ итальянского городка Арколе, молодой генерал лично возглавил атаку и французы овладе­ли переправой. На фоне сумрачно­го неба предстаёт стройная, твёрдо

очерченная фигура полководца, уверенно шагающего навстречу вражескому огню. Эта работа при­несла художнику успех. Давид поч­тил ученика, сказав ему: «Вы ожи­вили мои статуи».

Гро с самого начала отказался от классических сюжетов — его больше привлекала современная история. Работая над серией кар­тин, посвяшённых египетско-си­рийской экспедиции наполеонов­ской армии (1798—1799 гг.), он, в сущности, открыл Восток для евро­пейской живописи XIX столетия. В 1799 г. французские войска в Си­рии сильно пострадали от чумы; го­ворили, что больные солдаты были отравлены по приказу Наполеона. Желая опровергнуть эти обвине­ния, он заказал Гро картину «Бона­парт, посещающий зачумлённых в Яффе» (1804 г.).

Другим вкладом Гро в «наполео­новскую легенду» явилась картина «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (1808 г.). Здесь император, разбивший соединённую русско-прусскую армию, предстаёт как милосердный победитель, велящий оказать помощь раненым врагам. В этой сиене немало фальши, но трагизм войны передан без при­крас: небо черно от дыма; на пер­вом плане громоздятся замёрзшие трупы, среди которых шевелятся раненые; в глубине картины на снежной равнине проступают гряз­но-жёлтые пятна: тоже груды тел, припорошенные снегом...

После падения Наполеона Да­вид, изгнанный из Франции, оставил Гро своих учеников. Возглавив ма­стерскую учителя, Гро подчинил своё творчество его взглядам и стал насаждать классицизм. Он отрёкся от всего, чему служил в искусстве, когда в 1825 г. закончил роспись ку­пола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII. Король пожаловал Гро баронский титул за эту работу, но художник прекрасно видел её слабости. Вскоре шестидесятичетырёхлетний Гро покончил с собой.

Антуан Гро. Наполеон на Аркольском мосту. Этюд. 1797 г. Лувр, Париж.

224

 

 

 

Антуан Гро.

Бонапарт, посещающий зачумлённых в Яффе. 1804 г. Лувр, Париж.

Антуан Гро.

Наполеон на поле битвы при Эйлау. 1808 г. Лувр, Париж.

225

 

 

 

Нидерландскому королевству), где жил до самой смерти. Он продолжал работать: прилежно, но уже без подъёма писал портреты таких же, как он, изгнанников и произведения на античные сюжеты.

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР

(1780—1867)

Жан Огюст Доминик Энгр был при­верженцем классических идеалов — и при этом художником глубоко самобытным, чуждым всякой фаль­ши, скуки и рутины.

Энгр родился в городке Монтобан на юге Франции. Его отец был скульптором-декоратором и живо­писцем. В 1796 г. Энгр перебрался в Париж, поступил в мастерскую Жака Луи Давида, но около 1800 г. навсегда рассорился со своим учи­телем. В 1802 г. Энгр был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию за счёт француз­ского правительства, однако поезд­ку отложили на неопределённый срок из-за скудности бюджета. Ху­дожник остался в Париже, зараба­тывая на жизнь портретами. Энгр


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz