Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Вершина творчества Стасова — триумфальные ворота у Москов­ской заставы (Московские ворота) в Петербурге (1834—1838 гг.), кото­рые должны были служить и парад­ным въездом в город, и памятником в честь победы в русско-турецкой войне. Архитектор воздвиг ворота в виде колоннады из двенадцати мо­гучих колонн. Средний пролёт был сделан шире, чтобы под аркой мог­ли проезжать экипажи. Основным материалом для сооружения Стасов выбрал чугун. Из него на Александ­ровском чугунолитейном заводе бы­ли отлиты архитектурные детали и скульптура — фигуры гениев и тро­феи. Надпись на триумфальных во-

272

 

 

Красная площадь в Москве. Первая половина XIX в. Гравюра.

ротах гласит: «Победоносным рос­сийским войскам».

В то же время Стасов участвовал и в строительстве Москвы. В 1821 — 1835 гг. у Крымского моста в конце улицы Остоженки по его проекту были возведены здания провиант­ских складов. Суровые корпуса, ли­шённые декоративного убранства, образующие совершенный и ясный по форме ансамбль, — одно из луч­ших сооружений зодчего.

Стасов занял особое место в рус­ской архитектуре первой половины XIX столетия, показав, что яркое архитектурное решение не зависит от назначения здания. Его творчест­во достойно завершает историю классицизма в России.

ОСИП БОВЕ

И АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ

В первые годы XIX столетия Моск­ва продолжала жить традициями прошлого века. Преобразование древней столицы в современный благоустроенный город произошло после наполеоновского нашествия и пожара 1812 г.

В 1813 г. была организована Ко­миссия для восстановления Москвы, которая занималась перестройкой города в течение тридцати лет. В том же году в Москву из народного ополчения возвратился Осип Ивано­вич Бове (1784—1834). До Отечест­венной войны он учился в архитек­турной школе, которой руководил Матвей Фёдорович Казаков, и рабо­тал в Кремле. Теперь Бове получил должность архитектора, в его веде­нии находилась центральная часть города.

С 1814 по 1816 г. Бове занимал­ся реконструкцией Красной площа­ди. Главная площадь древнего горо­да утратила своё значение, когда Москва перестала быть столицей го­сударства, и к началу XIX в. пред­ставляла собой пространство, хао­тически застроенное каменными и деревянными лавками. Бове засыпал ров и уничтожил земляные укрепле­ния, тянувшиеся вдоль кремлёвской

стены. На месте рва был разбит бульвар и появился проезд к набе­режной Москвы-реки. Бове снёс ветхие лавки, открыв тем самым вид на Покровский собор (собор Василия Блаженного). Архитектор составил проект восстановления Никольской башни, разрушенной в 1812 г., и перестроил здание Торго­вых рядов, которое стояло напротив кремлёвской стены, отделяя пло­щадь от Китай-города. Бове выделил композиционный центр площади, сориентировав центр фасада Торго­вых рядов на купол Сената. В 1818г. на этой оси лицом к Кремлю был установлен памятник Минину и По­жарскому, созданный Иваном Мартосом. (На месте Торговых рядов в 1888 г. возведено новое здание, ныне стоящее на Красной площади; тогда же памятник Минину и По­жарскому перенесли к Покровско­му собору.)


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz