Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Гранитный постамент украшен двумя рельефами. Один из них посвящён сбору народных пожертво­ваний по призыву Минина, другой изображает победоносное сраже­ние ополчения под предводительст­вом Пожарского.

Памятник Минину и Пожарско­му принёс скульптору всенародное признание. Он же, оставаясь чело­веком скромным, не стремящимся к славе, подписал своё произведе­ние как простой мастеровой: «Со­чинил и изваял Иван Петрович Мартос родом из Ични».

Иван Мартос.

Памятник

Минину

и Пожарскому.

Фрагмент.

1804—1818 гг.

Москва.

274

 

 

 

Осип Бове.

Петровский (Большой) театр. 1821—1824 гг. Восстановлен с изменениями в 1855—1856 гг. Москва.

Осип Бове.

Триумфальные ворота в Москве. 1827—1834 гг. Гравюра.

стороны которой оформил здания­ми с одинаковыми фасадами. А в глубине площади возвышался театр.

Петровский (Большой) театр (1821—1824 гг.) — один из ярких об­разцов стиля ампир в Москве. Мону­ментальное кубическое здание с гладкими стенами обращено в сто­рону площади колоннадой портика, над треугольным фронтоном устано­влена квадрига Аполлона. (В 1853 г. это здание сгорело и было восстано­влено с изменениями; в таком виде оно дошло до наших дней.)

Под Китайгородской стеной, на месте заключённой в трубу реки Неглинной, архитектор спланиро­вал живописный сквер с фонтаном.

В 1819—1822 гг. под стенами Кремля Бове разбил Кремлёвский сад (в 1856 г. его назвали Александ­ровским). Самая интересная по­стройка сада, сохранившаяся до сих пор, — грот «Руины». Он устроен в искусственно насыпанном холме под Средней Арсенальной башней. Фасад грота выложен из блоков бе­лого камня, вмонтированных в кир­пичную кладку, вход оформляет непропорционально тяжёлая колон­нада, что создаёт эффект затейливой архитектурной игры.

Последняя постройка зодчего, законченная в год его смерти, — триумфальные ворота у Тверской за­ставы (1827—1834 гг.). Огромная белокаменная арка с чугунными де­талями — колоннами, карнизами,

рельефами и скульптурой — напо­минала о победе русского народа в войне с Наполеоном, об особой ро­ли Москвы в этой победе. (В XX в. триумфальные ворота были перене­сены на Кутузовский проспект.)

В первые десятилетия XIX в. Москва приобрела новый облик. И в этом наряду с Осипом Бове ве­лика заслуга Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди (1785—1845), сына итальянского архитектора, ко­торый приехал вместе с семьёй в Россию ещё в XVIII в. Жилярди учил­ся в Петербургской академии худо­жеств и Миланской академии ис­кусств. В 1810 г. он вернулся в Москву.

Первой большой работой архи­тектора стало восстановление Мос­ковского университета после по­жара в 1812 г. Жилярди сохранил композицию здания, построенного М. Ф. Казаковым, но изменил фасад,

Матвей Казаков, Доменико Жилярди.

Университет. 1786—1793, 1817—1819 гг. Москва.

275

 

 

Доменико Жилярди. Здание Опекунского совета в Москве. 1823—1826 гг. Гравюра.

Доменико Жилярди. Дом Луниных. 1818—1823 гг. Москва.

 

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Когда во второй половине 1812 г. в ходе Отечественной вой­ны наступил перелом, в обществе возникла идея увекове­чить историческое событие — возвести памятник-мемори­ал. Александр I издал манифест о строительстве храма Христа Спасителя. В конкурсе проектов приняли участие ведущие зодчие, но победу одержал архитектор-любитель Алек­сандр Лаврентьевич (Карл Магнус) Витберг (1787—1855).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz