Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ФЕДОР ТОЛСТОЙ

(1783—1873)

«Я русский, и горжусь этим именем. И, желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её... дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812,1813, 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие все­ленную, нет... я решил передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнивших, пожелая им сказать, что в наше время каждый думал так, как и я, и каждый был бы счаст­лив, нося имя русское», — заявил в 1814 г. художник и ме­дальер граф Фёдор Петрович Толстой, решив запечатлеть в медалях события только что закончившейся Отечествен­ной войны. К тому времени он прошёл обучение в медаль­ерном классе Академии художеств, служил на Монетном дворе в Петербурге, создал первые самостоятельные рабо­ты и разрабатывал теорию медальерного дела.

В Академии художеств была образована специальная комиссия, которая оценила выполненные Толстым рисун­ки будущих медалей и решила, что они, «как отличное про­изведение, заслуживают всякое уважение и признатель­ность к дарованию и таланту трудившегося над ними...». Последовали двадцать лет упорного труда над двадцать од­ной медалью.

События войны 1812 г. мастер представил как едино­борство древних славян со своими врагами и показал в воз­вышенном, идеальном, обобщённом виде — в традициях классицизма. Цикл начинается композицией, посвящённой Александру I, — «Родомысл девятого на десяти века» (1813—1814 гг.). Русский император показан в образе сла­вянского бога Родомысла, на его щите изображена битва богов. На второй медали — «Народное ополчение» (1816 г.) — Россия в образе Родины-матери вручает сво­им сыновьям боевые мечи. В работе «Бородинская битва» (1816 г.) драматизм события передаёт выразительная груп­па из трёх сражающихся воинов. Ещё напряжённее выглядит «Бой при Малом Ярославце» (1817—1818 гг.): русский богатырь резким движением руки ломает меч врага. Бег­ство Наполеона через Неман изображено в аллегорической форме (1820 г.). Воин, черты лица которого напоминают Наполеона, стремительно перешагивает через старца, спо­койно спящего на земле, — образ реки Неман.

Серия медалей Толстого стала одним из лучших памятни­ков русскому народу — победителю в войне с Наполеоном.

После завершения этой работы в 1836 г. мастер полу­чил заказ от императора Николая I на цикл медалей, посвящённых русско-персидской и русско-турецкой войнам. Продолжая совершенствовать медальерное искусство, Толстой создал яркие, безупречные по композиции произ­ведения и в 1842 г. был удостоен звания профессора Ака­демии художеств.

Творческое наследие Ф. П. Толстого составляют не толь­ко медали и рельефы, но также картины, рисунки, иллюст­рации к литературным произведениям, театральные деко­рации и эскизы костюмов. В последние годы жизни он занимал пост вице-президента Академии художеств.

Фёдор Толстой. Родомысл девятого на десяти века. 1813—1814 гг.

Фёдор Толстой. Сражение при Бриенне в 1814 г. 1828 г.

277

 

 

 

ЖИВОПИСЬ

Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живопи­си. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, ко­торый поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами евро­пейского искусства.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz