Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Техника акварельной живописи Тёрнера становилась всё сложнее и виртуознее. Вот как, по рассказу оче­видцев, создавалась акварель «Фрегат первого класса, пополняющий запа­сы» (1818 г.). Сын друзей художника попросил гостившего у них Тёрнера нарисовать фрегат. Художник взял лист, «налил жидкой краски на бума­гу, пока она не промокла, а потом стал скрести, протирать бумагу, как бешеный, и всё казалось хаосом, но постепенно, как бы по волшебству, стал рождаться корабль со всеми своими прелестными деталями, и

ко времени второго завтрака рису­нок с триумфом был представлен...». Тёрнеру дважды пришлось иметь дело с графикой. В 1807—1819 гг. он предпринял попытку создать энциклопедию пейзажа в гравю­рах. Он дал ей латинское название «Liber Studiorum» («Книга этюдов») и предполагал на ста листах, выпол­ненных в различной технике гра­вюры, показать развитие пейзажа в европейской живописи. Затея не удалась, но на этой работе Тёрнер воспитал целую группу отлич­ных гравёров.

254

 

 

 

Уильям Тёрнер. Кораблекрушение. 1805 г. Галерея Тейт, Лондон.

В сознании художника природа, его постоянный и главный ге­рой, всё чаще представала не только величавым зрелищем, но и фоном исторических со­бытий. В стиле голландской ма­рины Тёрнер изобразил совре­менный сюжет — гибель пассажирского судна. Две трети картины занимает изображение бушующего моря. Ажурная белё­сая пена образует на его по­верхности огромный овал — композиционное ядро картины. В центре его — лодка, перепол­ненная людьми. И это единст­венный предмет в композиции, сохраняющий равновесие. Справа на гребень вала взмыва­ет парусник, окончательно по­терявший устойчивость. Слева и в глубине картины — гибну­щие суда, потерявшие управле­ние. Их мачты сломаны, паруса сорваны, палубы залиты водой.

Уильям Тёрнер. Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 г. Галерея Тейт, Лондон.

Тёрнер написал эту картину в год вторжения Наполеона в Россию. Известно, что Наполеона сравни­вали с Ганнибалом — полковод­цем Карфагена, города-государ­ства, соперничавшего с Древним Римом за владычество над Среди­земноморьем. В композиции ис­пользован любимый тёрнеровский приём: наиболее драматическая часть картины вписана в овал. Пурга, хлопья снега свиваются в огромную во­ронку, затягивая в расщелину гор растерянных воинов. Метель написана удивительно точно. Однажды Тёрнер наблюдал метель в имении своего друга. Он зарисовал внезапно разразив­шееся ненастье на почтовом кон­верте и пообещал, что через два года все увидят эту метель на картине «Переход Ганнибала через Альпы».

255

 

 

Уильям Тёрнер.

Пожар лондонского Парламента. 1835 г. Музей искусств, Филадельфия.

На протяжении нескольких ве­ков работорговля составляла одну из статей дохода англий­ского государства. При жизни Тёрнера парламент принял закон, запретивший торговлю человеческим товаром, но страшное пятно на совести британской нации ещё долгое время беспокоило воображе­ние художников, писателей и поэтов. В основе этой карти­ны — реальное событие. Капи­тан, перевозивший рабов, рас­порядился выбросить за борт всех заболевших холерой, так как по закону он мог получить страховку только за людей, по­гибших в море. Освободив­шись от лишнего живого груза, судно уходит от бури, а бро­шенные им рабы гибнут в вол­нах, терзаемые хищными ры­бами, вода окрашивается кровью.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz