|
Техника акварельной живописи
Тёрнера становилась всё сложнее и виртуознее. Вот как, по рассказу очевидцев,
создавалась акварель «Фрегат первого класса, пополняющий запасы» ( ко времени второго завтрака
рисунок с триумфом был представлен...». Тёрнеру дважды пришлось иметь дело с
графикой. В 1807—1819 гг. он предпринял попытку создать энциклопедию пейзажа в
гравюрах. Он дал ей латинское название «Liber Studiorum» («Книга
этюдов») и предполагал на ста листах, выполненных в различной технике гравюры,
показать развитие пейзажа в европейской живописи. Затея не удалась, но на этой
работе Тёрнер воспитал целую группу отличных гравёров. 254 Уильям Тёрнер. Кораблекрушение. В сознании
художника природа, его постоянный и главный герой, всё чаще представала не
только величавым зрелищем, но и фоном исторических событий. В стиле
голландской марины Тёрнер изобразил современный сюжет — гибель пассажирского
судна. Две трети картины занимает изображение бушующего моря. Ажурная белёсая
пена образует на его поверхности огромный овал — композиционное ядро картины.
В центре его — лодка, переполненная людьми. И это единственный предмет в
композиции, сохраняющий равновесие. Справа на гребень вала взмывает парусник,
окончательно потерявший устойчивость. Слева и в глубине картины — гибнущие
суда, потерявшие управление. Их мачты сломаны, паруса сорваны, палубы залиты
водой. Уильям Тёрнер. Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы. Тёрнер написал
эту картину в год вторжения Наполеона в Россию. Известно, что Наполеона сравнивали
с Ганнибалом — полководцем Карфагена, города-государства, соперничавшего с
Древним Римом за владычество над Средиземноморьем. В композиции использован
любимый тёрнеровский приём: наиболее драматическая часть картины вписана в
овал. Пурга, хлопья снега свиваются в огромную воронку, затягивая в расщелину
гор растерянных воинов. Метель написана удивительно точно. Однажды Тёрнер
наблюдал метель в имении своего друга. Он зарисовал внезапно разразившееся
ненастье на почтовом конверте и пообещал, что через два года все увидят эту
метель на картине «Переход Ганнибала через Альпы». 255 Уильям Тёрнер. Пожар лондонского
Парламента. На
протяжении нескольких веков работорговля составляла одну из статей дохода
английского государства. При жизни Тёрнера парламент принял закон, запретивший
торговлю человеческим товаром, но страшное пятно на совести британской нации
ещё долгое время беспокоило воображение художников, писателей и поэтов. В
основе этой картины — реальное событие. Капитан, перевозивший рабов, распорядился
выбросить за борт всех заболевших холерой, так как по закону он мог получить
страховку только за людей, погибших в море. Освободившись от лишнего живого
груза, судно уходит от бури, а брошенные им рабы гибнут в волнах, терзаемые
хищными рыбами, вода окрашивается кровью. |