|
257 Французской революцией,
отказался от бесполезной роскоши и обратился к простым, часто даже
простонародным формам бытовых предметов. Современники видели свой идеал в
суровом и сдержанном искусстве республиканского Рима и классической Греции. С приходом к власти Наполеона
Бонапарта сложился стиль ампир. Выполненные в этом стиле
декоративно-прикладные изделия по своим художественным достоинствам не
уступали архитектуре, скульптуре и живописи. Мастера копировали античную
мебель и посуду, найденные при раскопках в Помпеях, в искусстве возобладало
влияние императорского Рима и эпохи Возрождения. В наполеоновские времена
Европа послушно повторяла пришедшие из Франции формы, мотивы и орнаменты.
Только Англия, отвергая всё французское, ориентировалась на устаревшие образцы XVIII в, да российские мастера проявляли заметную творческую самостоятельность.
Лишь после В Почти одновременно, в 10—40-х
гг. XIX в., в Германии и Австрии процветал стиль бидермейер. Для созданных в
этом стиле предметов характерны неприхотливость и лёгкость очертаний, которые
ценились больше, чем пышность и величественность. До начала XIX в.
любое изделие — кувшин, серьги или мебельный гарнитур — было неповторимым
произведением мастера, который создавал его от начала и до конца. Позднее
мастера заменили художник, рисовавший будущую вещь, и ремесленник, воплощавший
замысел в дереве, фарфоре, металле. По одному рисунку изготовляли десятки
одинаковых предметов. Часть работы стали выполнять механизмы, и декоративно-прикладное
искусство к середине XIX в. постепенно
превратилось в отрасль промышленности. Люстра из папье-маше.
Начало XIX в. ОФОРМЛЕНИЕ
ИНТЕРЬЕРА Убранство помещений в стиле
ампир производит впечатление удивительной целостности. Однотипные золочёные
украшения покрывали и шкаф, и шкатулку, и обложку книги. В интерьере царил
своеобразный маскарад. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на
поверку оказывалась картонной, яшмовый флакон — фарфоровым или стеклянным.
При этом мастера не стремились, чтобы дешёвая вещь выглядела как дорогая.
Напротив, они часто выдавали ценные материалы за более скромные. Целые
помещения менялись ролями. Спальни оформляли в виде военного шатра, а в будуаре французской
императрицы Марии Луизы в Компьенском дворце недалеко от Парижа камин служил
хранилищем для передвижной ванны. Но главную странность интерьеру
в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме
привычных мест — над камином, между окнами — они появлялись над кроватями, на
створках дверей, прятались у пола между ножками мебели. Посреди будуара ставили
зеркало-псише, похожее на арку в человеческий рост. Из отдельных зеркальных
отражений складывался целый иллюзорный мир. |