Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 1827 г. Иванов написал для Общества поощрения художников картину на библейский сюжет — «Иосиф, толкующий сны заключён­ным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». За неё Общество по­ощрения художников удостоило мо­лодого живописца большой золотой медали и сразу заказало ему ещё одну картину, на этот раз на тему из древнегреческой мифологии — «Беллерофонт отправляется в поход против химеры» (1829 г.). Хотя это произведение не вызвало восторгов Общества, автор получил заслужен­ную награду — право на поездку в Италию.

Иванов посетил Флоренцию, Рим, Венецию, Неаполь. Он остался равнодушен к академической живо­писи болонских художников XVII в., но зато восхищался работами мас­теров раннего Возрождения. В Ита­лии живописец впервые увидел мраморные античные статуи, с гип­совыми слепками которых он по­знакомился в классах Академии художеств. Эти впечатления отрази­лись в картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831 — 1834 гг.). Картина осталась незаконченной. Иванов признался, что бросил работу над ней, когда утратил весёлое располо­жение духа.

В середине 30-х гг. художник вновь обратился к сюжетам из Биб­лии. В картине «Явление Христа Марии Магдалине» (1834—1836 гг.) классическая правильность поз и жестов героев сочетается с христи­анской просветлённостью их лиц, ощущением чуда. Особенно вырази­тельна фигура Марии Магдалины: она поднимается с колен навстречу Христу, протягивая к Нему руки. Христос жестом останавливает её. Его образ соответствует академи­ческим канонам красоты. За эту картину Иванов получил звание академика. Она очень понравилась Обществу поощрения художников, которое сохранило за живописцем пансион ещё на три года.

*Беллерофонт — грече­ский герой. Чтобы сразиться с трёхглавым огнедышащим чудовищем — химерой, боги подарили ему крылатого ко­ня Пегаса.

**Мария Магдалина — в христианской традиции раскаявшаяся грешница, верная последовательница Иисуса Христа, первая увидевшая Его воскресшим.

287

 

 

 

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. Фрагмент. 1834—1836 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Замысел композиции большого произведения «Явление Христа наро­ду» (1837—1857 гг.) возник у Ивано­ва в середине 30-х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопрово­дил его подробным описанием, по которому можно узнать героев буду­щей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых после­довать за Христом; выходящих из во­ды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тог­да Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершен­но», — подчёркивал он.

Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестите­ля соединены черты юноши и жен-

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Левиты — со­гласно Библии, потомки Левия, третьего сына Иакова, родона­чальника еврей­ского народа; у древних евре­ев — священно­служители.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz