Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

**Фарисеи—представители ре­лигиозно-полити­ческого течения в Иудее

во II в. до н. э. — II в. н. э. В Еванге­лиях порицаются как лицемеры.

288

 

 

щины. Создавая образ Иисуса Хри­ста, он набрасывал рядом с ли­цами живых натурщиков и натур­щиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно стал­киваются два противоположных характера, а образ в картине их примиряет, он всегда более нейтра­лен и спокоен.

Не менее подробно разрабаты­вал Иванов в этюдах мотивы приро­ды, многие из них даже стали закон­ченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и горы, зелень, небе­са и солнечный свет. Но это не ре­альный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской природе.

В 1837 г. художник начал рабо­тать на холсте размером почти семь с половиной на пять с половиной метров. Вопреки академическим правилам он расположил Христа — смысловой центр картины — в глу­бине композиции.

В своём произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставлены юный апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестите­ля в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый юноша (в центре кар­тины): оба они устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юно­ша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи про­шлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа, про­шлое — с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслуши­вается в слова Иоанна, а юноша стремится рассмотреть Мессию. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигу­рой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слуша­ют, а молодые смотрят.

Справа на первом плане распо­ложены мальчик, от холода обхва­тивший себя руками, и дрожащий мужчина, выражение лица которого — смущённое и напуганное — говорит о малодушии.

Александр Иванов.

Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Образ «дро­жащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга замечательно пе­реданы в их позах. Тело рыжеволо­сого юноши прекрасно в своём по­рыве, в нём сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дро­жащий» олицетворяет идею непод­готовленности человека к переме­нам, он страшится их и привязан

Александр Иванов. Вода и камни под Палаццуола. Этюд к картине «Явление Христа народу». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

289

 

 

 

к прошлому (как и старики, он слу­шает, а не смотрит).

Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Ни­колаем Васильевичем Гоголем. Общ­ность взглядов сблизила их, и худож­ник запечатлел писателя на полотне. В его правой части, среди группы ле­витов и фарисеев, выделяется стран­ная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого бли­жайшего к Христу) живое, острое переживание собственного несо­вершенства и неудовлетворённость окружающим миром.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz