Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Прототипом образа странника, или путешественника, изображён­ного на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспри­страстно, как будто со стороны, хо­тя расположен в центре полотна,

Александр Иванов. Аппиева дорога. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Иванов внимательно вглядывался в пейзажи Италии — колыбели европейской цивилизации. Здесь не только каждый камень, но и сама земля — свидетель истории. Вот Аппиева дорога, которая была проложена древними римлянами в 312 г. до н. э. Подобно морщинам на лице старика, она несёт следы прошедших времён и символизирует вечность.

прямо под руками Иоанна Крестите­ля. Наблюдатель, свидетель, но не уча­стник событий — такой видит свою роль художник.

Иванов не стал изображать Свя­того Духа в виде голубя или сияю­щего облака над головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи картины за­мерли в красноречивых позах.

Иванов известен в основном как автор одной картины — «Явления Христа народу». Двадцать лет мастер работал над этим произведением. Современники считали его непрак­тичным мечтателем: он не хотел отвлекаться от своей большой кар­тины и писать для заработка попу­лярные бытовые сценки. Незадолго до смерти, весной 1858 г., он привёз картину в Петербург.

Признание несколько запоздало: у Иванова не было прямых учеников, но русские художники последую­щих поколений по-разному прелом­ляли его идеи в своём творчестве.

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ

(1815—1852)

Павел Андреевич Федотов, осново­положник совершенно нового для России жанра бытовой сатириче­ской картины, родился в Москве в семье отставного офицера. По жела­нию отца он окончил Первый Мос­ковский кадетский корпус и отпра­вился в Петербург. В свободные от службы часы юный прапорщик по­сещал рисовальные классы Акаде­мии художеств и залы Эрмитажа, где выставлялись жанровые картины голландских мастеров XVII в.

Несколько портретов однополчан сделали Федотова известным. Из та­ких портретов он составлял на небольших листах бумаги целые ком­позиции в технике акварели (напри­мер, «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 го­да», 1838 г.). Одновременно появля-

290

 

 

 

Две сепии «Кончина Фидельки.) и «Следствие кончины Фидельки» (1844—1846 гг.) объединены общими персонажами и сюжетом. Они рас­сказывают о смерти барыниной собачки и о происшедших вслед за этим событиях. На первом листе художник изобразил переполох в до­ме: он полон детей, прислуги, копоша­щихся по всем углам кошек и собак, которые, однако, не могут заменить барыне её любимицы. Царящие здесь хаос и взаимное раздражение персо­нажей, кажется, озвучивают сцену криками и плачем.

Вторая работа изображает тот же дом на другой день. Шум и гвалт сме­нились тишиной, нарушаемой лишь шёпотом людей, соболезнующих хо­зяйке: от расстройства она слегла. На первом плане — художник за мольбертом, рисующий проект надгробного памятника Фидельке. Это сам Федотов. Автор не отделял себя от своих персонажей, он и сме­ялся над ними, и сочувствовал им.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz