Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Павел Федотов. Следствие кончины Фидельки. 1844—1846 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

лись карикатуры и меткие, остроум­ные зарисовки армейской жизни.

В 1844 г. Федотов вышел в от­ставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец профессио­нальным художником. Днём он на­блюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал.

Сначала Федотов работал в гра­фических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом.

Сюжет первой картины, написан­ной маслом, — «Свежий кавалер» (1846 г.) — был сначала разработан в сепии «Утро чиновника, получив­шего первый крестик». Небольшая комната, в которой происходит действие, кажется ещё теснее из-за того, что она захламлена сломанной мебелью, пустыми бутылками, ос­колками посуды. Здесь многие вещи рассказывают о привычках хозяина. На столе и следы вчерашнего ужина (колбаса на бумаге, графин водки, свечной огарок со щипцами для сня­тия нагара), и туалетные принадлеж­ности, попавшие сюда уже утром, ко­гда герой стал собираться на службу.

Под одним столом спит собака, из-под другого виднеется... голова гостя. Сам кавалер стоит посреди всего этого хаоса в неожиданно величест­венной позе, а кухарка с насмешкой указывает раздувшемуся от спеси

Павел Федотов.

Свежий кавалер. 1846 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Сепия (греч. «каракати­ца») — прозрачная коричне­вая краска, которая пригото­влялась из чернильного мешка морского моллюска (каракатицы); рисунки, вы­полненные такой краской.

291

 

 

 

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ И ЕГО ШКОЛА

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) родился в Москве в семье купца. В двадцать два года он отправил­ся в Петербург и поступил на государ­ственную службу. В свободное время Венецианов посещал Эрмитаж, изучал и копировал картины старых мастеров. Здесь же он познакомился с известным портретистом Владимиром Боровиков­ским и поступил к нему в ученики.

В 1811 г. на соискание звания ака­демика художник представил в Акаде­мию художеств автопортрет. С этой целью традиционно выставлялись ре­лигиозные или исторические картины либо портреты известных людей, а автопортрет — впервые. Из мягко освещённого пространства прямо к зрителю обращено некрасивое, но одухотворённое лицо мастера. Его глаза за стёклами очков внимательны и сосредоточенны. Кажется, что мо­дель не он, а зритель, смотрящий на портрет. Работа была прекрасно напи­сана и вызвала всеобщее одобрение. Венецианов стал академиком.

Вскоре он женился, приобрёл име­ние Сафонково в Тверской губернии, оставил службу и уехал в деревню. В своей усадьбе Венецианов продолжил занятия живописью и начал педагоги­ческую деятельность. Художника влек­ли живая русская природа, простые лю­ди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй.

Картина «Гумно», написанная в 1823 г. с натуры, — и интерьер, и жан­ровая сцена одновременно. Потоки солнечного света проникают в помеще­ние сразу с трёх сторон: через проём на переднем плане холста (чтобы изо­бразить интерьер максимально досто­верно, Венецианов приказал выпилить стену гумна), а также через ворота слева и на заднем плане. Группы и отдельно стоящие фигуры крестьян по­степенно уводят взгляд зрителя вглубь картины. Это полотно, выставленное в академии, вызвало волну споров, но в конце концов получило признание. Его купил император Александр I.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz