Предыдущая Следующая
художника.
В 1856 г.
Мане ушёл из мастерской Кутюра и отправился в путешествие по Европе. Вернувшись
в Париж, он много времени провёл в Лувре, изучая старых мастеров. В 1859 г. Мане попытался
выставиться в Салоне. Предложенное им полотно «Любитель абсента» (1858—
1859 гг.)
было отвергнуто жюри. Не рассчитывая больше на благосклонность официальной
критики, художник показал в 1863
г. серию своих работ в частной галерее. Танцовщица Лола
стоит у края сцены, гордая, прекрасная («Лола из Валенсии», 1862 г.); грустная уличная
певица ест вишни, её задумчивые прекрасные глаза смотрят мимо зрителя, а
мысли далеко («Уличная певица», 1862
г.); дамы и кавалеры гуляют в саду Тюильри («Музыка в
Тюильри»,
1860 г.). Этот калейдоскоп человеческой жизни
вызвал у критиков раздражённое определение — «пёстрая мешанина красок».
В 1863 и
1865 гг. Мане представил в Салон две картины — «Завтрак на траве» и «Олимпия»
(обе 1863 г.).
«Завтрак на
траве», выставленный в «Салоне Отверженных», навеян «Концертом» итальянского
живописца эпохи Возрождения Тициана. На лесной поляне расположились мужчины в
современных костюмах. Они о чём-то беседуют, не обращая
*Парижская
Коммуна (так по традиции назывался орган городского самоуправления французской
столицы) провозглашена в марте 1871
г. восставшими парижанами, боровшимися за
демократические преобразования; разгромлена правительственными войсками в мае
того же года.
**В 1863 г. император Наполеон III разрешил открыть в Париже «Салон
Отверженных» - выставку художников, картины которых не были приняты жюри в
официальный Салон. В дальнейшем традиция устраивать неофициальные салоны, где
выставляли свои работы представители новых течений в искусстве, закрепилась:
возникли «Салон независимых», Осенний салон и др.
321
Элуард
Мане.
Лола
из Валенсии.
1862 г.
Музей
Орсе, Париж.
Эдуард
Мане. Завтрак на траве. 1863
г. Музей Орсе, Париж.
внимания на
женщин — обнажённую, сидящую рядом, и другую, купающуюся в ручье. Картина
вызвала бурное негодование публики, не оценившей новизны, с которой художник
решал чисто живописные задачи — изображение человеческих фигур (в том числе
обнажённой) в пейзаже, передача ярких красок солнечного дня.
«Олимпия» —
вариация на тему многих композиций старых мастеров, посвящённых красоте женского
тела. Обнажённая девушка лежит, облокотившись на подушку, и смело, без тени
смущения, смотрит на зрителя. Выставленная в Салоне 1865 г. картина вызвала
скандал. Писатель Эмиль Золя выступил в защиту Мане: «Когда наши художники дают
нам Венер, они исправляют натуру, они лгут. Эдуард Мане спросил себя... почему
не сказать правду: он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней...».
В 1867 г. Мане открыл собственную
выставку в павильоне на площади Альма — своего рода отчёт о десятилетнем
периоде творчества. Здесь была представлена, в частности, картина «Флейтист» (1866 г.).
Город стал
постоянным мотивом произведений Мане. Парижская толпа, улицы, мастерские
художников, кафе и театры — везде и во всём он видел жизнь, достойную
воплощения на полотне. На «Портрете Эмиля Золя» (1868 г.) писатель, занятый
проблемами современного искусства, предстаёт перед зрителем окружённый
многочисленными предметами — японскими гравюрами, репродукциями с картин,
бумагами и книгами. В композиции «Завтрак в мастерской» (1868 г.) представлены три
персонажа: женщина с серебряным кофейником, мужчина, сидящий за столом, и
юноша на переднем плане. Он смотрит вдаль, погружённый в какие-то прекрасные
мечты. Фикус в восточной вазе, экзотический шлем и кривая сабля, лежащие на
кресле в полумраке комнаты, кажутся воплощением его мыслей. Полотно «Балкон»
(1868 г.)
изображает родных и друзей мастера; сидящая женщина в белом — его ученица,
художница Берта Моризо. Предыдущая Следующая
|