Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Раскол в стане импрессионистов привёл к тому, что на пятой и шес­той выставках в 1880 и 1881 гг. не были представлены работы Моне, Ренуара и Сислея. Организацией выставок в то время занимался Дега. В Салон в эти годы был принят толь­ко Ренуар.

Седьмая выставка, состоявшаяся в 1882 г., была последней, когда им­прессионисты выступили вместе (Дега выставляться отказался). Её организатором стал Дюран-Рюэль. Он снял огромный и хорошо освещённый зал на улице Сент-Оноре. Размещённые в одном месте, карти­ны разных художников оказались

Огюст Ренуар. Портрет мадам Шарпантье с детьми. 1878 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Клод Моне. Поле маков. 80-е гг. XIX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

331

 

 

 

Огюст Ренуар.

Девушка с веером. 1881 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Эдгар Дега.

Женщина,

расчёсывающая волосы 1886 г.

удивительно похожими — это был последний яркий всплеск направле­ния, отдельные участники которого впитали лучшие достижения друг друга. Критики восхищались мор­скими пейзажами Моне, полотном «Поле маков» (80-е гг.) и говорили о его «излечившемся зрении», которое «теперь поразительно улавливает все световые явления». Они не осоз­навали, что «излечился» не худож­ник, а они сами.

Картина Ренуара «Девушка с вее­ром» (1881 г.) покорила всех преле­стью и непосредственностью моде­ли. Писсарро представил несколько жанровых сцен в пейзаже. В его ра­ботах появилась новая техника, ко­торую назвали «трикотаж Писсарро»: художник накладывал серии плотных, прямых, параллельных мазков, иногда перекрещивая их, чтобы образовался сетчатый рису­нок. Сислей, напротив, писал тонки­ми наклонными чёрточками, похо­жими на запятые («Луэн близ Море», 1881 г.). Брат Эдуарда Мане выразил общее мнение: «...выставка этого года — лучшая из всех, которые устраивала ваша группа».

В следующем году в Париже про­шли персональные выставки Моне, Писсарро, Ренуара и Сислея. Они по­лучили положительные отзывы кри­тиков и привлекли внимание покупа­телей. К импрессионистам привыкли, в глазах публики художники переста­ли быть бунтовщиками.

Восьмую выставку импрессио­нистов в 1886 г. организовал Эдгар Дега. Моне, Ренуар и Сислей, обижен­ные тем, что их не допустили к её подготовке, отказались участвовать. Дега выставил пастели, названные «Серия обнажённых женщин, кото­рые купаются, умываются, вытирают­ся, растираются, причёсываются или дают себя причёсывать». Изображе­ния похожи на кадры кинохрони­ки — мгновения скрытого от глаз бы­тия, таинственного и будничного одновременно. Мастеру здесь уда­лось достичь единства выразитель­ной линии и цветовых пятен. Собы­тием выставки стали полотна так называемых неоимпрессионистов

*Пастель (франц. pastel) — цветные карандаши из кра­сочного порошка без опра­вы; рисунок или живопись, выполненные ими.

332

 

 

 

Камиль Писсарро.

Бульвар Монмартр в Париже. 1897 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Это полотно относится к серии видов Парижа, которая была соз­дана Писсарро в 90-х гг. Он впервые обратился к городскому пейзажу и, следуя традиции Моне, написал несколько парижских улиц такими, какими они были видны из окон домов.

Эдгар Дега.

Голубые таниовщицы. Около 1897 г.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

Для Дега прежде всего интересен человек Пожалуй, он был единственным импрессионистом, отразившим в своих рабо­тах окружавшую жизнь — жизнь посетителей ночных кафе, танцовщиц, прачек, модисток и жокеев.

Эта картина создана в поздний период творчества. Дега изобразил балерин, ожидающих выхода на сцену. Их выхва­ченные резким светом рампы фигуры неуловимо меняют по­ложение в пространстве и создают иллюзию движения, растянутого во времени.

333

 

 

 

Клод Моне.

Стог сена. 1886 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В 80—90-х гг. Моне, в пого­не за мгновением, писал серии видов одного и того же места — «Стога», «Топо­ля», фасады Руанского со­бора и пруд в своём име­нии Живерни. Форма предметов на этих полот­нах растворяется в тончай­ших переливах света.

Жоржа Сёра и Поля Синьяка, похо­жие на мозаики. Были также пред­ставлены работы Поля Гогена.

Эта выставка стала последней. На ней появилось много новых масте­ров, чей стиль уже выходил за преде­лы импрессионизма. История движе­ния закончилась, началась его жизнь в истории. По стопам импрессионис­тов шло следующее поколение ху­дожников: неоимпрессионисты и постимпрессионисты, чьё дарование в полной мере проявилось в два по­следних десятилетия XIX в.


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz