Предыдущая Следующая
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
Барбизон,
маленькая деревушка на окраине Фонтенбло, загородной королевской резиденции
близ Парижа, ничем особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из французских
художников XVII или XVIII столетия пришло бы в голову писать незамысловатые пейзажи этих мест.
Однако именно в Барбизоне в 30—60-х гг. XIX в. предпочитала работать группа живописцев, получившая
название барбизонской школы. Изображение обыкновенной природы, лишённой
драматических эффектов, стало своеобразным манифестом этих художников, для
которых жёсткие, консервативные и далёкие от жизни требования академии были
неприемлемы и мешали творческому развитию.
В Салоне 1833 г. «Вид в окрестностях
Гранвиля», написанный в том же году Пьером Этьеном Теодором Руссо (1812—1867),
выглядел словно окно в живую природу. (С годами картина сильно потемнела,
поэтому сейчас трудно представить её первоначальный колорит.) Через два года
Руссо пытался показать в Салоне пейзаж, созданный в Юрских горах Швейцарии.
Вместо величественных горных вершин он изобразил стадо коров, медленно бредущее
между осенними деревьями («Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры», 1835 г.). Жюри Салона
посчитало себя оскорблённым столь простым сюжетом, и картина была отвергнута.
Однако мнение Салона оспаривали некоторые критики и художники, а один из них,
живописец Ари Шеффер (1795—1858), купил пейзаж и выставил его в своей
мастерской. Салон счёл поведение Руссо вызываю-
Теодор
Руссо.
Вид
в окрестностях Гранвиля. 1833
г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
312
щим и в
течение тринадцати лет не принимал его работ.
После
провала в Салоне Руссо приобрёл немало друзей, среди которых были художники-пейзажисты
Жюль Дюпре (1811 — 1889) и Нарсис Виржиль Диаз де ла Пенья (1808— 1876). Это
знакомство положило начало барбизонской школе.
Февральская
революция 1848 г.,
свергшая монархию и установившая республиканский строй, всколыхнула всю страну
и изменила художественную жизнь Парижа. Жюри Салона было упразднено, и его
двери открылись для всех желающих.
В 1849 г. Руссо выставил в
Салоне картину «Аллея в лесу Л'Иль-Адам» (1846—1849 гг.), изображающую
весенний лес. Художник как будто увлекает зрителя в чащу передний план
затемнён, второй залит солнцем и манит взгляд. Поверхность картины покрыта
мелкими мазками красок разнообразных оттенков, которые словно лепят стволы и
листву деревьев, зелень травы.
В 1848 г. Руссо поселился в
Барбизоне, где создал немало пейзажей. На картине «Выход из леса Фонтенбло со
стороны Броль. Заходящее солнце» (1848—1850 гг.) огромные деревья образуют
тёмное овальное обрамление, сквозь которое виден светлый второй план — в водах
болота отражается растительность и бродят коровы. По мнению художника, здесь
ему удалось передать ощущение, что деревья погружены в тихую беседу. На
Всемирной выставке 1855 г.
Руссо за эту картину получил золотую медаль, что означало признание и
творческую победу.
В последние
годы жизни художник занялся поиском простых сюжетов и нового стиля, более
понятного зрителю, но его живопись стала слишком натуралистичной и скучной.
Тем не менее Руссо был первым среди современников, кто перестал радовать
академическим правилам и развивал реалистическое направление в пейзаже. Предыдущая Следующая
|