Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ОНОРЕ ДОМЬЕ

(1808—1879)

В Германии в конце XVIII в. был изобре­тён новый вид графики — литография (от греч. «литос» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Оттиски вы­полнялись переносом краски под давле­нием с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков чёрного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими­тировать карандашный рисунок и набро­сок тушью. Литография давала много чётких отпечатков, и её быстро освоила полиграфическая промышленность.

Расцвет литографии во Франции произошёл в 30—40-х гг. XIX в., что бы­ло связано с активным участием прес­сы в общественной жизни. Сатириче­ский журнал «Карикатюр» и газета «Шаривари» высмеивали отрицательные стороны режима Луи Филиппа (1830— 1848 гг.), взошедшего на престол пос­ле Июльской революции 1830 г. Одни­ми из самых острых были карикатуры и шаржи Оноре Домье.

Будущий художник родился в Мар­селе в семье стекольщика. Его родите­ли вскоре переехали в Париж. Домье не получил систематического художест­венного образования, что не помешало ему стать выдающимся мастером литографии. В своих произведениях он об­личал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодатель­ное чрево»; 1834 г.). Постоянным геро­ем художника был король Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огром­ную неповоротливую грушу. Он то вы­ступает в роли лицемера-врача, радост­но констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г.), то, обнявшись со своими со­ратниками, воровато вынимает из чу­жого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г.)...

Домье чутко и эмоционально ото­звался на террор, наступивший после

Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» (1834 г.) изобража­ет трагический финал рабочих восста­ний в 1834 г. На улице Транснонен сол­даты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голо­ву убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование До­мье проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочислен­ные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.

Новый взлёт творчества художни­ка пришёлся на 1848 г. — время Фев­ральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более ди­намичным. Литография «Последнее заседание экс-министров» (1848 г.) изображает паническое бегство каби­нета министров Луи Филиппа при ви­де юной девушки — аллегорической фигуры Революции.

После прихода к власти императо­ра Наполеона III (1852—1870 гг.) поли­тическая сатира была запрещена.

Последний всплеск творческой активности стареющего художника снова был связан с политическими собы­тиями: франко-прусской войной 1870— 1871   гг.  и Сентябрьской революцией

Оноре Домье. Законодательное чрево. 1834 г. Литография.

318


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz