Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ИСКУССТВО РОССИИ

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением за­кончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взо­шедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) осуществил долгождан­ную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями»; его цель — «руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улуч­шения в национальной жизни». Художники стремились к тому, чтобы их ис­кусство было связано с решением социальных проблем.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности приёмов и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

360

 

 

 

Архитекторы пробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригиналь­ный стиль. Но на практике элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преоб­ладал тогда в архитектуре.

Облик городов в то время стремительно менялся. Доходные дома зани­мали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пасса­жи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и оби­лию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. со­держат черты, восходящие к древне­русской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вы­шивки или воспроизводящие в кам­не резьбу по дереву. Этот стиль, по­лучивший название неорусского, поддерживали и правительство, и передовая художественная интел­лигенция. В нём отразились важ­нейшие идеи времени — историзм и патриотизм.

Архитектура этой эпохи во мно­гом определила облик современных городов. Тогда были построены цер­ковь Воскресения на Крови в Петер­бурге (1883—1907 гг., архитектор А. А. Парланд), музеи Исторический (1875—1883 гг., архитектор В. О. Шер­вуд) и Политехнический (1875— 1877; 1896; 1903—1907 гг., архитек­торы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин, П. А. Воейков и В. И. Ерамешанцев), Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—

1893 гг., архитектор Н. А. Померан­цев) в Москве, здания вокзалов в ря­де городов, Театр оперы и балета в Одессе (1884—1887 гг., архитек­торы Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Оперный театр в Киеве (архитек­тор В. А. Шрётер).

Архитекторы обратились к ис­тории искусства, скульпторы 

Ф. Фельнер, Г. Гельмер.

Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса.

Владимир Шервуд.

Исторический музей. 1875—1883 гг.

Александр Померанцев, Верхние торговые ряды (ГУМ). 1889—1893 гг.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz