Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поезд­ку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академи­ком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к мону­ментальным композициям выделяют его среди других русских пейза­жистов.

Настоящую славу Шишкину при­несла картина «Сосновый бор. Мач­товый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском ис­кусстве художник показал не опуш­ку леса и не вид на лесные дали, а ве­личавую чащу с громадами стволов. Трещины коры, травинки, камни вы­писаны с наблюдательностью учёно­го-натуралиста, без поэтического трепета. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сто­ронам ручья на переднем плане, и наклонившаяся сосна в центре кар­тины, которую поддерживает верши­ной соседка, и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на вы­соко висящую борть (улей).

Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных мес­тах. На картине «Рожь» (1878 г.) он написал сказочной высоты коло­сья — по плечи идущим вдалеке крестьянам; а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их

Иван Шишкин.

Рожь. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Общество поощрения художников (1821 — 1875 гг.; в 1875-1929 гг. - Общество поощрения художеств) — организация, основанная дворянами-меценатами в Петербурге. Общество про­водило конкурсы, выставки; с 1857 г. содержало Рисо­вальную школу.

374

 

 

Иван Шишкин.

Утро в сосновом лесу. 1889 г.

Государственная Третьяковская галерея. Москва.

корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца со­здают тем не менее убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы.

Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)  Шишкин создал вместе

с другом, художником Констан­тином Аполлоновичем Савицким (1844—1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тре­мя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях, и туман над оврагом справа. Сосновый бор

Фёдор Васильев.

Мокрый луг. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Фёдор Александрович Васильев (1850—1873) закончил Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, затем пользовался сове­тами Шишкина и по­кровительством Крам­ского. Его произведения («Оттепель», 1871 г.; «Мокрый луг», 1872 г.; «В Крымских горах», 1873 г.) свидетельству­ют о незаурядном даро­вании, не успевшем полностью раскрыться из-за ранней смерти ху­дожника.

375

 

 

 

написал Шишкин. Ни тот ни другой художник не считали картину твор­ческой удачей. Однако публика полюбила её, наверное за то, что медведям здесь присущи вполне че­ловеческие отношения: дети балуют­ся, а мама ворчит.

Своеобразный талант художника оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.

Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхожде­нию, был сапожником. Куинджи не получил систематического художест­венного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазов­ского в Феодосии, а в конце 60-х гг. переехал в Петербург. С друзьями, бу­дущими передвижниками, художник много работал на природе.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz